---------------------------------------------------------------

21 ноября 2011 г.

Сергиево-Казанский собор, г. Курск


Сергиево-Казанский кафедральный собор - православный храм в городе Курске, построенный в 1752—1778 гг. в стиле барокко. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 г. храм стал кафедральным собором.















Памятная монета: Сергиево-Казанский собор, г. Курск.
Серия: Памятники архитектуры России.

Номинал - 3 рубля. Выпуск - 2011 г. Тираж - 7500 шт.
Диаметр - 39,00 мм. Толщина - 3,3 мм. Масса - 33,94 г.

Металл: серебро 925/1000 - 31,10 г. хим. чист. металла.
Качество - пруф. Оформление гурта: 300 рифлений.

Реверс монеты: в центре на зеркальном поле диска в картуше - изображение Сергиево- Казанского собора и очертания деревьев, на матовом поле картуша - растительный орнамент и надписи - справа вверху: "СЕРГИЕВО-КАЗАНСКИЙ СОБОР", внизу: "КУРСК".

Адрес: г. Курск, ул. М. Горького, 27.

Художник: Л.А. Евдокимова. Скульптор: А.А. Долгополова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Сергиево-Казанский собор, г. Курск

Курский Сергиево-Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины XVIII в.

В летописи собора об этом повествуется так: "В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем, сведений не имеется при соборе; а также нет на построение оного храма ни плана, ни фасада".

В этой же "Летописи" отмечается: "Неизвестно за давностью с какого именно времени и сколько лет, но несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя Сергия Радонежского". Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольник столп со крестом наверху, аршина в два, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности на месте престола прежней церкви.

Старожилы за верное передают, что "церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная и во время пожара сгорела до основания". Когда во время пожара стали расчищать место, то в углях и пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не повреждённую огнём. Это было признано прихожанами сгоревшей церкви за особенное чудесное действие Промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, но двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя преподобного Сергия, а в верхнем этаже храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Епископ Иоасаф не только дал благословение на это, но сам лично освятил место построения храма и совершил его закладку. Подтверждением этого служит святой антиминс, снятый с престола нижнего храма.

Сергиево-Казанский кафедральный собор.
Почтовая карточка начала XX века.

Автор первоисточника по истории Курского края "Описание Курского наместничества", перечисляя каменные церкви, говорит следующее: "Церковь преподобного Сергия, вправо от города за Московскую улицею, построена усердием Курского купца Карпа Ефремова сына Первышева. Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех".

В "Летописи", составленной И. Лащенковым, мы находим сведения о подрядчике: "Помощником строителя храма купца Первышева был также курский купец Исидор Мошнин. Когда последний, не окончив работу, скончался (в 1762 г.), то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина". В газете "Курские губернские ведомости" за 1907 г. в номере 154 указывается, что Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и был подрядчиком по постройкам каменных зданий и церквей.

Однажды Агафья, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего преподобного Серафима, и вместе с ним взошла на самый верх строившейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех Прохор стоял на ногах живым и невредимым.

Значительно изменилось место падения с колокольни отрока Прохора, будущего Серафима Саровского. Благочестивые жертводатели и усердные устроители общими усилиями облагородили глубокопочитаемое место падения с колокольни преп. Серафима.

В память этого события в нижнем храме собора устроен придел во имя преподобного Серафима, а на месте его падения установлен памятник с иконой преподобного и неугасимой лампадой. Ключарь собора И. Лащенков в своей "Летописи" (1896 г.) упоминает имя архитектора Растрелли как автора проекта и строителя Сергиевского собора, опираясь только на мнение императора Александра Николаевича, который в 1861 г., подъезжая к собору, сказал: "Это храм Растрелли". Однако, как бы ни хотелось отнести Сергиевский собор к творчеству Растрелли, приходится от этого отказаться, опираясь на составленные самим зодчим перечни его работ, обнаруженные З. Батовским и опубликованные в 1939 г.

В этих перечнях Сергиевского собора нет. И это несмотря на то, что некоторыми исследователями установлено, что в эти перечни автор включил также несколько зданий, выполненных его современниками и учениками. В этих же перечнях Растрелли назвал и имена частных своих заказчиков. И в них нет имени Карла Ефремовича Первышева.

Пусть этот памятник архитектуры относится к сооружениям "школы Растрелли", пока не будет найдено и названо имя подлинного автора собора - человека несомненно талантливого.

По 1830 г. вход в верхнюю церковь собора был по наружной открытой двухмаршевой лестнице с чугунными ступениями и ограждением. Эта лестница вела с двух сторон на площадку, с которой были: главный вход, северный и южный входы в притвор, и вход на колокольню.

В 1830 г. по проекту архитектора Грознова была осуществлена пристройка лестничной клетки, выполненная в ампирном стиле с шестью колоннами ионического ордена, (что значительно испортило вид на собор с запада).

Чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Освящение храмов собора было в разное время. Нижний храм во имя преподобного Сергия был освящен в 1762 г., и верхний храм в честь Казанской иконы Божией Матери - в 1778 г.

Считается, что шестнадцатилетний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был занят изготовлением и установлением иконостаса. Имя автора иконостаса тоже загадка. Позже, в середине ХХ-го века храмы собора были переосвящены: верхний храм был освящен во имя преподобного Сергия, а нижний - в честь Казанской иконы Божией Матери.

Заполняющий по ширине всю алтарную преграду и высотой около 20 метров, весь вызолоченный иконостас представляет великолепное сочетание вычурности, изящества и богатства. Иконостас по горизонтали разделен на три яруса пышным сильно вынесенным карнизом над первым ярусом и более плоским карнизом над вторым ярусом.

Особое богатство и изысканность орнаментовки достигнуто в резьбе царских врат и первого яруса розолитов. Это сплошная глубокообъемная, почти «круглая» резьба из цветов роз, гирлянд, головок херувимов. Вообще тело иконостаса настолько сильно нагружено резьбой, что его плоскость почти исчезает под ней.

Изгибающиеся архитектурные формы, пышный фантастический растительный орнамент, разнообразие обрамлений, статуи ангелов, колонны и гирлянды, - все это сверкающее позолотой и темнеющими живописными иконами сооружение, в насыщенном светом и воздухом пространстве производит потрясающее, торжественно-величественное и ликующе-праздничное впечатление.

В соборе сохранились старинные предметы утвари, в том числе напрестольное Евангелие в серебряном, вызолоченном, чеканной работы окладе. Евангелие отпечатано при императоре Петре Великом и патриархе Адриане. Размеры Евангелия: высота - 60 см, ширина - 40 см, вес - пуд.










0 коммент.:


Отправить комментарий





Страница сайта в Pinterest



----------------------------------------------------------------------------