

Памятная монета: Ярославль (достопримечательности).
Серия: Россия во всемирном культурном и природном наследии ЮНЕСКО. Ярославль (к 1000-летию со дня основания города).
Номинал - 200 рублей. Выпуск - 2010 г. Тираж - 200 шт.
Диаметр - 130,0 мм. Толщина 27,5 мм. Масса - 3252,30 г.
Металл: серебро 925/1000 - 3000,0 г. хим. чист. металла.
Качество - пруф-лайк. Оформление гурта: 390 рифлений.
Реверс монеты: в обрамлении растительного орнамента - архитектурная панорама города Ярославля: ансамбли церквей, здание театра, ротонда, обелиск, в центре - герб города и сцены бытия древних горожан, на первом плане - парусное судно на реке, внизу - надпись: "ЯРОСЛАВЛЬ".
Художник: А.Д. Щаблыкин. Скульптор: А.А. Долгополова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Художник: А.Д. Щаблыкин. Скульптор: А.А. Долгополова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Ярославль

Сильнейший пожар 1658 года уничтожил почти все древние храмовые постройки: 29 храмов, 3 монастыря, 1480 гражданских зданий погибли в пламени. Но благочестивые и богатые ярославцы восстановили свой город в еще большей красе. Непрерывно строились десятки храмов: щедрые вклады позволяли использовать лучших строителей и мастеров, лучшие материалы; реализовывать сложные архитектурные конструкции. В год иногда освящали по два-три храма. Купцы спешили оставить о себе память в богоугодных делах зодчества, и в этом порыве возникал даже некоторый дух соперничества: кто лучше, кто щедрее, кто оригинальнее.

Достопримечательности Ярославля.
1. Церковь Ильи Пророка. Монета: Церковь Ильи Пророка.
2. Часовня Александра Невского (конец 19-начало 20 в.) построена по проекту архитектора Н.И.Поздеева. Часовня отличается богатым декором, совершенством кирпичной кладки. Архитектура часовни выполнена в русском стиле и напоминает собой невысокую шатровую колокольню (восьмерик на четверике), богато украшенную кирпичным декором, характерным для русской архитектуры конца XVII столетия (городчатые карнизы, кокошники, ширинки с изразцовыми вставками). Шатер покрыт серой керамической плиткой, имитирующей древний лемех.
2. Часовня Александра Невского (конец 19-начало 20 в.) построена по проекту архитектора Н.И.Поздеева. Часовня отличается богатым декором, совершенством кирпичной кладки. Архитектура часовни выполнена в русском стиле и напоминает собой невысокую шатровую колокольню (восьмерик на четверике), богато украшенную кирпичным декором, характерным для русской архитектуры конца XVII столетия (городчатые карнизы, кокошники, ширинки с изразцовыми вставками). Шатер покрыт серой керамической плиткой, имитирующей древний лемех.
3. Беседка на набережной Волги.
4. Церковь Николы Рубленого (1695 г.) - единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля XVII в. Пятиглавый, трапезного типа храм с высокой шатровой колокольней, с крыльцом на восьмигранных столбах. Три основных объема - стройный четверик (собственно храм) с пятью главами на утонченных глухих барабанах, низкая трапезная с крыльцом и удивительно изысканная, вся устремленная вверх шатровая колокольня - составляют единый архитектурный ансамбль. Закрыта с 1922 г.; с 1980 г. в ней размещается отдел реставрации Ярославского художественного музея.
4. Церковь Николы Рубленого (1695 г.) - единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля XVII в. Пятиглавый, трапезного типа храм с высокой шатровой колокольней, с крыльцом на восьмигранных столбах. Три основных объема - стройный четверик (собственно храм) с пятью главами на утонченных глухих барабанах, низкая трапезная с крыльцом и удивительно изысканная, вся устремленная вверх шатровая колокольня - составляют единый архитектурный ансамбль. Закрыта с 1922 г.; с 1980 г. в ней размещается отдел реставрации Ярославского художественного музея.
5. Церковь «Спаса на Городу». Четырехстолпный, пятиглавый храм без подклета. Главный фасад церкви, имеющий шатровую колокольню и шатровый придел, выполненый по образцу церкви Иоанна Златоуста. Несмотря на скромное декоративное оформление церкви Спаса на Городу мощное пятиглавие и два шатра делают ее одной из самых красивых на набережной Которосли. Закрыта с 1929 г. Находится в ведении Ярославского музея-заповедника.
6. Демидовский столп. Памятник "покровителю просвещения и основателю Демидовского высших наук училища" Павлу Григорьевичу Демидову, также известный как "Демидовский столп", был сооружен в 1829 году. Столп был установлен на Ильинской площади на средства жителей города. Он представлял собой дорическую бронзовую колонну высотой 12 метров на гранитном пьедестале, с бронзовой небесной сферой и позолоченным парящим орлом сверху. После Февральской революции с памятника убрали орла (символ самодержавия) и небесную сферу, а в 1931 году его окончательно разобрали. Новый столп был возведен по образцу и подобию разрушенного 9 декабря 2005 года. Памятник был восстановлен на прежнем месте.
7. Памятный знак (камень). «На этом месте в 1011 году Ярослав Мудрый основал Ярославль».
8. Церковь Михаила Архангела. По преданиям, первую церковь во имя Михаила Архангела (покровителя воинов), построил «в большом граде, у врат, брусяную» ростовский кн. Константин Всеволодович в 1216 г. и простояла она 79 лет. А затем княгиня Анна (жена кн. Федора Ростиславовича) создала на этом месте новый деревянный храм. Каменный храм строился на средства прихожан с сер. XVII в. двадцать пять лет (1657-1682 г.г.), что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества XVII в. Четырехстолпный пятиглавый храм на подклете был первоначально окружен с трех сторон галереями или папертями. В 1992 г. храм передан Русской православной церкви.
8. Церковь Михаила Архангела. По преданиям, первую церковь во имя Михаила Архангела (покровителя воинов), построил «в большом граде, у врат, брусяную» ростовский кн. Константин Всеволодович в 1216 г. и простояла она 79 лет. А затем княгиня Анна (жена кн. Федора Ростиславовича) создала на этом месте новый деревянный храм. Каменный храм строился на средства прихожан с сер. XVII в. двадцать пять лет (1657-1682 г.г.), что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества XVII в. Четырехстолпный пятиглавый храм на подклете был первоначально окружен с трех сторон галереями или папертями. В 1992 г. храм передан Русской православной церкви.

Пятиглавый, без подклета, с галереями-приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами.
В наружном декоре храма главное место занимают многоцветные поливные изразцы. По их количеству и характеру применения церковь Богоявления абсолютно уникальный памятник. Из изразцов составлены широкие лентовидные фризы на барабанах глав, на центральном храме, по верху апсид и приделов, на крыльце. Вертикальными лентами из изразцов, поставленных на угол, украшены лопатки, барабаны и наличники окон галерей. Вариации пяти рисунков орнамента и пяти цветов в окраске дают бесчисленное разнообразие изразцового декора. Все это делает церковь Богоявления выдающимся памятником русской художественной керамики XVII столетия.
В колорите росписей преобладают три основных цвета - золотистая охра, синие и красные тона.
С 1973 г. церковь Богоявления работает как музейная экспозиция, являясь частью Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.
10. Церковь Димитрия Солунского. Также известна как Димитриевская церковь. Возведена на месте деревянной церкви в 1671-1673 гг. Каменный храм с крупным одноглавым четвериком нехарактерной для Ярославля продолговатой формы. К четверику с севера и запада примыкают паперти, с северо-западного угла шатровая колокольня. Главный престол Богоматери Шуйской, приделы Димитрия Солунского, Георгиевский и теплый придел Девяти Мучеников Кизических. Центральный объем перекрыт сводами, опирающимися на два крестообразных в сечении столба и стены, а также куполом на высоком барабане, связанным с интерьером системой парусов. На центральных осях барабана устроены 4 окна. Свод купола увенчан маковицей луковичной формы, покрытой чешуей из листовой меди , уложенной по железному каркасу. Закрыта в 1929. Передана верующим в 1991, с 2004 богослужения проводятся в приделе Девяти Мучеников.
11. Театр имени Ф.Волкова. Государственный академический театр драмы имени Ф.Г.Волкова (Волковский) Первый профессиональный театр в России. Основан Федором Волковым в 1750 году. В 1911 году было торжественно открыто новое здание театра вместимостью более 1000 зрителей по проекту архитектора Н. А. Спирина (1882 – 1938). На фасаде театра и боковых стенах – скульптурные композиции, на портике – скульптурная группа, в центре которой покровитель искусств – Аполлон-кифаред, слева – муза трагедии Мельпомена, справа – муза комедии Талия (или, по другой версии, муза лирической поэзии Евтерпа). Боковые скульптурные горельефы (метопы) посвящены мотивам античной трагедии.

13. Храмовый ансамбль церкви Рождества Христова.
Создаваемый постепенно, ансамбль состоит из холодного храма с приделами и отдельно стоящей колокольни. Церковь Рождества Христова сооружена в 1636- 1644г.г., на месте деревянного храма.
В церкви Рождества Христова пять приделов. Первым, по преданию, был освящен северный придел, посвященный Николаю Чудотворцу. Этот придел, располагавшийся в подклете, - явление для Ярославля ХVII века довольно редкое, - был теплым, в нем стояла большая печь, облицованная зелеными "муравленными" изразцами.
По своей конструкции церковь принадлежит к традиционному, пришедшему из Византии, соборному типу храма, который устойчиво держался в Ярославле на протяжения всего XVII столетия. Это кубический храм на подклете с четырьмя внутренними столбами, увенчанный первоначально пятью световыми барабанами.
Главы храма были покрыты яркой глазурованной черепицей самых разнообразных оттенков зеленого и желтого цветов. Такое многоцветие было результатом неравных условий обжига в печи. Красочность поливы черепицы, как и разнообразие ее размеров и профиля, точно рассчитанных на кривизну поверхности глав, не знают себе равных среди церковных памятников Ярославля. Но самым необычным являлось украшение фасадов здания изразцовой храмозданной надписью, широкой лентой опоясывающей четверик под основанием закомар. Надписи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве.
В 50-е гг. XVII века над воротами церковной ограды возвели шатровую колокольню-церковь, уникальный памятник русской архитектуры этого типа. Колокольня соединялась арочным переходом с церковью Рождества и составляла с ней один из самых живописных ансамблей в городе.
Создаваемый постепенно, ансамбль состоит из холодного храма с приделами и отдельно стоящей колокольни. Церковь Рождества Христова сооружена в 1636- 1644г.г., на месте деревянного храма.
В церкви Рождества Христова пять приделов. Первым, по преданию, был освящен северный придел, посвященный Николаю Чудотворцу. Этот придел, располагавшийся в подклете, - явление для Ярославля ХVII века довольно редкое, - был теплым, в нем стояла большая печь, облицованная зелеными "муравленными" изразцами.

Главы храма были покрыты яркой глазурованной черепицей самых разнообразных оттенков зеленого и желтого цветов. Такое многоцветие было результатом неравных условий обжига в печи. Красочность поливы черепицы, как и разнообразие ее размеров и профиля, точно рассчитанных на кривизну поверхности глав, не знают себе равных среди церковных памятников Ярославля. Но самым необычным являлось украшение фасадов здания изразцовой храмозданной надписью, широкой лентой опоясывающей четверик под основанием закомар. Надписи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве.
В 50-е гг. XVII века над воротами церковной ограды возвели шатровую колокольню-церковь, уникальный памятник русской архитектуры этого типа. Колокольня соединялась арочным переходом с церковью Рождества и составляла с ней один из самых живописных ансамблей в городе.
Источник информации и фотографий: http://www.pravoslavie.ru/, http://yarland.ru/
0 коммент.:
Отправить комментарий