Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря неизвестна. В Никоновской летописи упоминается что "князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения" в 1216 году . В состав монастыря входят Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских Чудотворцев, звонница, трапезная палата. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.


Памятная монета: Спасо-Преображенский монастырь.
Серия: Россия во всемирном культурном и природном наследии ЮНЕСКО. Ярославль (к 1000-летию со дня основания города).
Номинал - 10 000 рублей. Выпуск - 2010 г. Тираж - 100 шт.
Диаметр - 100,0 мм. Толщина - 8,5 мм. Масса - 1003,4 г.
Металл: золото 999/1000 - 1000,0 г. хим. чист. металла.
Качество - пруф-лайк. Оформление гурта: 360 рифлений.
Реверс монеты: в обрамлении растительного орнамента - архитектурный ансамбль монастыря, в центре - Спасо-Преображенский собор, перед ним в виньетке - отряд древних воинов, летописец и две парящие птицы, надписи - вверху: "СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ", внизу - "ЯРОСЛАВЛЬ".
Адрес: г. Ярославль, Богоявленская пл., 25.
Художник: А.Д. Щаблыкин. Скульптор: А.И. Молостов.
Чеканка: Московский монетный двор (ММД).
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский монастырь - старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу р. Которосли близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу. Точная дата основания неизвестна, предположительно, это начало XIII века.
Возникнув как «городовой» княжеский монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей.
Возникнув как «городовой» княжеский монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей.
В 1463г. произошло событие, определившее существование Спасо-Преображенского собора на долгие годы - в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина.
Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени», когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности. В мае 1609 г. Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 г. здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.
Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени», когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности. В мае 1609 г. Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 г. здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.
В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».


Архитектурный ансамбль монастыря занимает достойное место в истории древнерусской архитектуры. Он складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 г. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора (1216-1224 гг.) и сопридельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218-1224 гг.), расположенные ныне в подклете церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.
Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х гг. была разобрана сопридельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII века и на ее месте в 1827 - 1831 гг. возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев (проект П.Я.Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX века, до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.
Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря
Спасо-Преображенский собор - главный храм бывшего мужского Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Это выдающийся памятник архитектуры и живописи XVI века, который явился образцом и точкой отсчета для развития ярославской архитектуры и монументальной живописи в XVII веке. Сегодня это самый древний в Ярославле каменный храм и самое древнее здание города. Строился в 1506-1516 году по указу великого московского князя Василия III. Строительные мастера были присланы из Москвы, возможно руководство итальянского зодчего, из числа тех, кто возводил соборы Московского Кремля. Спасо-Преображенский собор стоит на фундаментах и почти полностью повторяет размеры предшествующего ему собора XIII века, рухнувшего во время пожара 1501 года.

Спасо-Преображенский собор по своей конструкции четырехстолпный крестово-купольный трехглавый храм, с позакомарным покрытием, на высоком подклете. С трех сторон окружен галереями - открытыми двухъярусными с запада и юга (последняя перестроена), с севера - закрытая двухъярусная, пристроена в XYII веке. Главы собора шлемовидные, в настоящее время позолочены, первоначально были покрыты «белым луженым немецким железом». В архитектуре Спасо-Преображенского собора встречаются элементы ордерной системы и фрагменты декора, указывающие на влияние итальянской ренессансной архитектуры, но в целом для декоративного решения памятника характерна простота и строгость, свойственные русской архитектуре XVI века.
На протяжении своего существования Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался, в результате чего его облик изменился до неузнаваемости. Наиболее значительные переделки были в 1709-1727 гг., 1768-1780 гг., 1811-1812, 1814, 1817 гг. Архитектурная реставрация проводилась с 1919 года, в несколько этапов, самый главный и завершающий проходил в 1957-1961 гг. под руководством архитектора Е.М.Караваевой. В результате древний облик Спасо-Преображенского собора полностью восстановлен.
На протяжении своего существования Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался, в результате чего его облик изменился до неузнаваемости. Наиболее значительные переделки были в 1709-1727 гг., 1768-1780 гг., 1811-1812, 1814, 1817 гг. Архитектурная реставрация проводилась с 1919 года, в несколько этапов, самый главный и завершающий проходил в 1957-1961 гг. под руководством архитектора Е.М.Караваевой. В результате древний облик Спасо-Преображенского собора полностью восстановлен.
0 коммент.:
Отправить комментарий