Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря сформировался в основном за два столетия - с конца XV до конца XVII вв. Исторически сложившаяся структура обители включает в себя Большой Успенский, Малый Ивановский монастыри и Новый город. Мощеная камнем дорога, обсаженная вековыми березами, ведет к Святым воротам, через которые можно попасть в Большой Успенский монастырь. Здесь, вокруг значительной площади, сосредоточены основные монастырские строения.


Памятная монета: Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл., г. Кириллов.
Серия: Памятники архитектуры России.
Номинал - 25 рублей. Выпуск - 2010 г. Тираж - 2000 шт.
Диаметр - 60,0 мм. Толщина 6,6 мм. Масса - 169,0 г.
Металл: серебро 925/1000 - 155,5 г. хим. чист. металла.
Качество - пруф. Оформление гурта: 252 рифления.
Металл: серебро 925/1000 - 155,5 г. хим. чист. металла.
Качество - пруф. Оформление гурта: 252 рифления.
Реверс монеты: в центре - архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. В полуовале слева и вверху - цветное изображение фрески Святых ворот, в центре изображения - Успенский собор, справа колокольня, между ними виден купол церкви Архангела Гавриила, слева сзади от Успенского собора - церковь Кирилла Белозерского. Внизу - надпись в две строки: "КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ".
Адрес: Вологодская обл, г. Кириллов.
Художник и скульптор: Л.А. Евдокимова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь основан в 1397 году монахом московского Симонова монастыря Кириллом. Богатые вклады, земельные пожалования великих князей и царей создали условия для быстрого роста монастырской вотчины. В 1601 г. монастырю принадлежало 11 сел, 5 селец, 607 деревень и 320 пустошей. История монастыря тесно связана с историей Русского государства. До начала XVIII века монастырь сохранял важное стратегическое значение, охраняя сухопутный путь от Москвы до Архангельска. В то же время он был известным центром паломничества, местом политической ссылки и крупнейшим религиозным, культурно-экономическим центром Русского севера.
Кирилло-Белозерский монастырь расположен на берегу Сиверского озера в черте современного города Кириллова Вологодской области. Уже на подъездах к городу видны величественные стены и башни самого большого Российского монастыря. Его площадь около 12 гектар. На этом пространстве расположен целый каменный город, почти в нетронутом виде сохранившийся со времен Московской Руси. Окружена обитель крепостными стенами XVI века с монументальными башнями.
Успенский собор
Успенский собор является выдающимся памятником художественной культуры древней Руси, вернее целым комплексом памятников, сложившимся в течение веков. В истории архитектуры Успенский собор занимает видное место, входя вместе с соборами Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей в группу первых каменных построек Белозерского края, положивших начало монументальному строительству на русском Севере. Успенский собор был построен артелью ростовских мастеров и есть достаточные основания считать, что и два его предшественника также создавались ростовскими зодчими. Учитывая, что в самих ростовских землях сохранился лишь один архитектурный памятник ХV в. (да и тот претерпел "реставрацию" ХIX в.), то Успенский собор становится важнейшим звеном для реконструкции ростовской школы зодчества, которая в известной мере отражала черты Московского княжества. Последнее очень существенно, так как в зодчестве Москвы после длительного перерыва в строительстве, с 1470 гг. начинаются новые процессы, вызванные в немалой степени воздействием работ итальянских мастеров, которое, по-видимому, фактически не коснулось ростовских артелей, строивших в конце ХV в. на Белоозере. В сравнении с предшествующими ему соборами Ферапонтова и Спасо-Каменного монастыря Успенский собор наделен целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в масштабе, пропорциях, объемно-пространственной композиции и деталях. Большинство из них остались индивидуально-присущими Успенскому собору, другие оказали некоторое воздействие на последующие памятники кирилловского зодчества. С момента построения Успенский собор стал символом духовной жизни монастыря и неизменным центром его менявшегося архитектурного ансамбля. Последнее качество сохранилось за Успенским собором и его комплексом по сей день. За века существования Кирилло-Белозерского монастыря Успенский собор превратился в настоящую сокровищницу древнерусского искусства: памятников станковой и монументальной иконописи XV-XVII вв. и произведений декоративно--прикладного искусства. Здесь прежде всего следует назвать уникальный комплекс икон из иконостаса Успенского собора и цикл монументальных росписей, украшающих интерьер собора и северной паперти, первый из которых помимо высокого художественного качества отличается редкостной сохранностью первоначального ансамбля.
К собору примыкают несколько придельных храмов: с южной стороны - церковь преподобного Кирилла Белозерского, воздвигнутая над захоронением основателя монастыря и с 1997 года ставшая вновь действующим монастырским храмом, с северной - церкви преподобного князя Владимира и святого Епифания Кипрского. Эти сооружения наряду с северной папертью Успенского собора известны как усыпальницы князей Воротынских, Телятевских, Шереметьевых.
Церковь Архангела Гавриила
С востока к колокольне (1757-61 гг.) примыкает церковь Архангела Гавриила (1531 -1534 гг.). Несомненно, это одно из самых интересных сооружений XVI века в монастыре. Церковь Архангела Гавриила выстроена на вклад великого московского князя Василия III, приезжавшего в монастырь в 1528 году со второй женой Еленой Глинской молиться о даровании наследника, рождение которого и отмечено сооружением двух храмов. В архитектурных формах церкви Гавриила и построенной одновременно с ней церкви Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре отразились новые черты, внесенные в русское зодчество итальянскими мастерами, много строившими в Москве в XV-XVI вв. Особенно интересно решена верхняя часть церкви. Она выполнена в виде яруса звона, в северо-западном углу которого размещалась и часовая палатка. В 1638 году ярус звона переделали в ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом.
Церковь Кирилла Белозерского
По летописным данным кирпичная церковь над гробницей основателя монастыря впервые построена в 1585-1587 гг. Сопоставление сведений монастырских описей ХVI-ХVIII вв. c материалами, полученными при натурном обследовании Успенского cобора, позволяет с известной полнотой представить древний облик не сохранившейся постройки. Это был сравнительно небольшой по размерам бесстолпный одноглавый храм со сводчатым перекрытием. Он примыкал к крайней восточной части южного фасада Успенского собора, а алтарь его несколько выдавался за границы апсидных полукружий Успенcкого собора. Опись 1733 г. впервые четко фиксирует наличие с западной стороны церкви Кирилла каменной паперти, которая по описи 1773 г. имела деревянное перекрытие-накат. В последней описи подчеркнуто плохое техническое состояние памятника, угрожающие трещины в стенах и сводах; поэтому монастырские власти уже в 1770-х гг. предполагали если не постройку церкви заново, то её ремонт. К 1782 г. старая церковь уже разобрана и закладываются фундаменты новой церкви. Интересно отметить, что при строительстве церкви Кирилла использовался очищенный кирпич разобранной древней церкви и "солоденной кельи" конца ХVI в. Новый придел Кирилла был освящен в 1785 г., ровно через 200 лет после строительства первой церкви. Однако, работы по интерьеру продолжались и после освящения. Например, в 1786 г. возили песок для выстилки в Кирилловской церкви чугунного пола; существует документ от 1792 года об иконостасе Кирилловской церкви. В 1848 г. велись работы по "исправлению" живописи, время создания которой точно не известно. В конце XIX в. в церкви Кирилла стены были “живописно расписаны священными картинами и украшены на масле орнаментом”.
Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника
В прясло северной крепостной стены вошел интересный ансамбль, состоящий из Казенной палаты (XVI в.), Святых ворот (1523 г.) с церковью Иоанна Лествичника (1572 г.) и монашеских келий (кон.XVII - нач. XVIII вв.). В 1585 году Святые ворота были расписаны местными иконописцами - старцем Александром и его учениками Емельяном и Никитою, о чем свидетельствует надпись, сохранившаяся в малом проеме.
Источник информации и фотографий: http://www.kirmuseum.ru/
0 коммент.:
Отправить комментарий