Восстановленный из развалин и запустения Наровчатский Троицкий Сканов монастырь, день ото дня приобретает свой неповторимый первоначальный вид с его устремившейся ввысь колокольней, величественным двухэтажным собором, угловыми башенками, делающими монастырский ансамбль стройным, гармонично завершенным в архитектурном плане.


Памятная монета: Свято-Троицкий Сканов монастырь (XVIII - XIX вв.),
с. Наровчат, Пензенская обл.
Серия: Памятники архитектуры России.с. Наровчат, Пензенская обл.
Номинал - 25 рублей. Выпуск - 2009 г. Тираж - 1500 шт.
Диаметр - 60,0 мм. Толщина - 6,6 мм. Масса - 169,0 г.
Металл: серебро 925/1000 - 155,50 г. хим. чист. металла.
Качество - пруф. Оформление гурта: 252 рифления.
Реверс монеты: архитектурный ансамбль монастыря, справа - стилизованное изображение ветви, внизу - даты "XVIII-XIX вв.", вверху на матовом фоне свитка - надпись в две строки: "СВЯТО- ТРОИЦКИЙ СКАНОВ МОНАСТЫРЬ".
Адрес: Пензенская область, Наровчатский район, село Сканово.
Художник : А.А. Брынза. Скульптор: Э.А. Тользин.
Чеканка: Московский монетный двор (СПМД).
Наровчатский Троицкий Сканов монастырь
Сохранившийся с незначительными утратами ансамбль – памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму – реставрирован. Главный акцент в нем сделан на колокольню и собор, членения которых, подчеркнутые яркой раскраской стен и элементов декора, придают зданиям живописный вид. Главенствующее значение их в ансамбле монастыря предопределило более сдержанный характер исполнения встроенных в ограду корпусов, хотя и они отличаются разнообразием декоративных приемов, а также расположенных по углам башен, которые придают застройке облик оборонительно-крепостного сооружения, привнося тем самым в ансамбль ощущение торжественности и монументальности.
В архитектурный комплекс монастыря входят Свято-Троицкий собор (XVIII-XIX вв.), колокольня с надвратной Свято-Никольской церковью (конец XVIII в.), церковь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (1809 г.) и церковь Трубчевской иконы Божией матери (1853 г.)
В архитектурный комплекс монастыря входят Свято-Троицкий собор (XVIII-XIX вв.), колокольня с надвратной Свято-Никольской церковью (конец XVIII в.), церковь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (1809 г.) и церковь Трубчевской иконы Божией матери (1853 г.)
Фото с сайта http://narovchat.inpenza.ru/ntsm/pano.htm
Монастырь основан ранее 1676 г. в 4 км от Наровчата, у впадении реки Ошли в реку Мокшу. Монастырь был мужским.
Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По преданию старожилов название монастыря произошло от фамилии бояр Исканских, которым принадлежала земля.
Точная дата основания монастыря также неизвестна. Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. То есть, до 1676 года монастырь уже имел благоустроенный вид.
После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана.
Было принято решение все строения в монастыре строить каменные. В 1795 году посреди обители был заложен новый двухэтажный соборный храм, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением.
Расположенная к северу от соборного храма стоящая отдельно трехъярусная каменная колокольня заложена в 1792 г.
Первым строителем каменных зданий был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, родом из дворян Левицких, чем, по-видимому, и объясняются большие пожертвования, позволившие в такой глуши возвести прекрасный ансамбль.
После смерти Арсения его дело продолжил игумен Корнилий. При нем Троицкий собор был расписан казначеем монастыря иеромонахом Парфением, который написал также для собора и колокольные иконы.
В 1-й половине 19 в. вокруг собора построили настоятельский (1815), трапезный, большой и два малых братских корпуса, три башни по углам, а на четвертом – больничную церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (1809 г.), соединенную с больничным корпусом, а также келарню с хлебней и столярной мастерской и ледник. Здания, расположенные по периметру длиной 400 м, были объединены между собой каменной оградой, в результате чего в плане образовался неправильный четырехугольник со скошенной из-за протекавшей поблизости реки Ошли южной стороной.
Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По преданию старожилов название монастыря произошло от фамилии бояр Исканских, которым принадлежала земля.
Точная дата основания монастыря также неизвестна. Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. То есть, до 1676 года монастырь уже имел благоустроенный вид.
После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана.
Было принято решение все строения в монастыре строить каменные. В 1795 году посреди обители был заложен новый двухэтажный соборный храм, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением.
Расположенная к северу от соборного храма стоящая отдельно трехъярусная каменная колокольня заложена в 1792 г.
Первым строителем каменных зданий был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, родом из дворян Левицких, чем, по-видимому, и объясняются большие пожертвования, позволившие в такой глуши возвести прекрасный ансамбль.
После смерти Арсения его дело продолжил игумен Корнилий. При нем Троицкий собор был расписан казначеем монастыря иеромонахом Парфением, который написал также для собора и колокольные иконы.
В 1-й половине 19 в. вокруг собора построили настоятельский (1815), трапезный, большой и два малых братских корпуса, три башни по углам, а на четвертом – больничную церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (1809 г.), соединенную с больничным корпусом, а также келарню с хлебней и столярной мастерской и ледник. Здания, расположенные по периметру длиной 400 м, были объединены между собой каменной оградой, в результате чего в плане образовался неправильный четырехугольник со скошенной из-за протекавшей поблизости реки Ошли южной стороной.
В середине 19 в. у северо-восточного угла монастыря вне его стен построили четыре гостиных корпуса, а в 1853 г. – кладбищенскую церковь в честь иконы Трубчевской Божией Матери, написанной в г. Трубчевске Орловской епархии священником Евфимием в 1765 г. и хранившейся в Успенском приделе Троицкого собора. Этой иконе приписывается прекращение эпидемий холеры в Наровчате в 1831 г. и 1848 г.
К 1907 г. в монастыре проживали настоятель-игумен, 49 монашествующих и 117 находящихся на испытании. В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлей в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная монастырю императором Павлом I в 1797 году водяная деревянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописня. На берегу реки Мокша стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены хлебный амбар, каменная рига, скотный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. Монастырь имел во владении землю для посева ржи, овса, гречихи. При монастыре был разведен сад, огород, и имелись сенокосные луга и лесные угодья.
После революции монастырь был закрыт, и в нем расположился совхоз. Монастырский храм превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь в кормокухню для птиц, с колокольни сброшены колокола, надгробные памятники с монастырских склепов утоплены в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотека частью разграблены, частью переданы в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи был организован клуб. В других зданиях были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.
В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. В том же году был учрежден женский монастырь.
В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники.
Гора Плодская (Пещерная, она же Городок), в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла деревянная часовня. На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм во имя Киево-Печерской Божией Матери и св. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Чудотворцев и во имя св. великомученицы Варвары, выполненный в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней, часовня и несколько келий для братии. К настоящему времени ни одна из наземных построек не сохранилась.
Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Кельи показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся".
В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен. Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.
В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.
На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус - 11-12 градусов, второй - 8-9 градусов, третий - 6-7 градусов. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый. В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров * (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров). Скановские пещеры превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры (507 метров). Ученые-спелеологи с уверенностью утверждают, что пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии.
Наровчатские пещеры Пензенской области долгие годы находились в запустении. Недавно было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе. **
О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. «Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре», – рассказал краевед Владимир Поляков.
Наровчатцы утверждают, что много лет тому назад, когда обвалов ещё не было, мальчишки, бродя по пещерам, обнаружили подземное озеро, а на его берегу – скульптуру из необычно красивого камня. Другие рассказывают, что доходили до железной кованой двери, открыть которую так никто и не смог. Третьи уверяют, что добирались до аптеки на нижнем ярусе пещер, находили лекарства неизвестного происхождения, ампулы с благовониями и многое другое.
* В 2002 г. Самарской спелеологической комиссией было проведено обследование и новая топосъёмка, учитывающая все тупиковые ходы и помещения – общая длина пещеры составила 722,5 м.
** с середины лета 2008 года по благословению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета здесь устроен мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
К 1907 г. в монастыре проживали настоятель-игумен, 49 монашествующих и 117 находящихся на испытании. В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлей в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная монастырю императором Павлом I в 1797 году водяная деревянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописня. На берегу реки Мокша стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены хлебный амбар, каменная рига, скотный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. Монастырь имел во владении землю для посева ржи, овса, гречихи. При монастыре был разведен сад, огород, и имелись сенокосные луга и лесные угодья.
После революции монастырь был закрыт, и в нем расположился совхоз. Монастырский храм превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь в кормокухню для птиц, с колокольни сброшены колокола, надгробные памятники с монастырских склепов утоплены в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотека частью разграблены, частью переданы в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи был организован клуб. В других зданиях были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.
В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. В том же году был учрежден женский монастырь.
Пещерный комплекс Свято-Троицкого Сканова монастыря
В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники.
Гора Плодская (Пещерная, она же Городок), в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла деревянная часовня. На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм во имя Киево-Печерской Божией Матери и св. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Чудотворцев и во имя св. великомученицы Варвары, выполненный в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней, часовня и несколько келий для братии. К настоящему времени ни одна из наземных построек не сохранилась.
Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Кельи показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся".
В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен. Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.
В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.
На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус - 11-12 градусов, второй - 8-9 градусов, третий - 6-7 градусов. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый. В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров * (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров). Скановские пещеры превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры (507 метров). Ученые-спелеологи с уверенностью утверждают, что пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии.
Наровчатские пещеры Пензенской области долгие годы находились в запустении. Недавно было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе. **
О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. «Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре», – рассказал краевед Владимир Поляков.
Наровчатцы утверждают, что много лет тому назад, когда обвалов ещё не было, мальчишки, бродя по пещерам, обнаружили подземное озеро, а на его берегу – скульптуру из необычно красивого камня. Другие рассказывают, что доходили до железной кованой двери, открыть которую так никто и не смог. Третьи уверяют, что добирались до аптеки на нижнем ярусе пещер, находили лекарства неизвестного происхождения, ампулы с благовониями и многое другое.
* В 2002 г. Самарской спелеологической комиссией было проведено обследование и новая топосъёмка, учитывающая все тупиковые ходы и помещения – общая длина пещеры составила 722,5 м.
** с середины лета 2008 года по благословению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета здесь устроен мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Источник инфрмации: http://narovchat.inpenza.ru,
http://troice-skanov.narod.ru, http://www.mokshan.ru
1. Дворжанский А.И., Мануйлова Е.В. Наровчатский Троицкий Сканов общежительный мужской монастырь / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 372-373.
2. Дворжанский А.И. Пещерный монастырь / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 474-475.
3. ГТРК «Пенза», 20.06.06.
0 коммент.:
Отправить комментарий