Церковь Федора Стратилата на Ручью (1360-1361) - классический памятник 2-й половины XIV в., надолго ставший образцом для новгородских зодчих.


Памятная монета: Церковь Федора Стратилата на Ручью, Великий Новгород.
Серия: Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО. Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей.
Номинал - 3 рубля. Выпуск - 2009 г. Тираж - 10000 шт.
Диаметр - 39,0 мм. Толщина - 3,3 мм. Масса - 33,94 г.
Металл: серебро 925/1000 - 31,1 г. хим. чист. вещества.
Качество - пруф. Гурт - 300 рифлений.
Серия: Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО. Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей.
Номинал - 3 рубля. Выпуск - 2009 г. Тираж - 10000 шт.
Диаметр - 39,0 мм. Толщина - 3,3 мм. Масса - 33,94 г.
Металл: серебро 925/1000 - 31,1 г. хим. чист. вещества.
Качество - пруф. Гурт - 300 рифлений.
Реверс монеты: в обрамлении стилизованной арки в центре - изображение церкви Федора Cтратилата на Ручью, слева - группа вооружённых всадников, по окружности - надписи: вверху на матовой поверхности арки - "ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ОКРЕСТНОСТИ", внизу - "Ц.ФЕДОРА СТРАТИЛАТА НА РУЧЬЮ".
Адрес: Россия, г. Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 19А.
Художник: А.Д. Щаблыкин. Скульптор: И.И. Копыткин.
Чеканка: Московский монетный двор (ММД).Адрес: Россия, г. Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 19А.
Художник: А.Д. Щаблыкин. Скульптор: И.И. Копыткин.
Церковь Федора Стратилата на Ручью, Великий Новгород
В 1360 году новгородский посадник Семен Андреевич и его мать Наталья заложили на берегу Федоровского ручья церковь Федора Стратилата. В следующем году церковь была закончена. Церковь Федора Стратилата относится к классическим памятникам новгородского зодчества второй половины XIV века.
Как и храмы первой половины XIV века, церковь Федора Стратилата представляет собой кубического типа четырехстолпную одноглавую постройку, в отношении пространственной композиции близкую к памятникам первой половины XIV века. Однако, по сравнению с ними, церковь Федора Стратилата — гораздо более законченное, зрелое художественное произведение.
Как и храмы первой половины XIV века, церковь Федора Стратилата представляет собой кубического типа четырехстолпную одноглавую постройку, в отношении пространственной композиции близкую к памятникам первой половины XIV века. Однако, по сравнению с ними, церковь Федора Стратилата — гораздо более законченное, зрелое художественное произведение.
Наиболее существенным новшеством был внешний облик храма. До недавней поры фасады храма завершались щипцами с многолопастной ползучей аркой под каждым щипцом. Исследование верхних частей церкви Федора Стратилата при восстановлении ее после войны привело к выводу о первоначальном трехлопастном завершении храма. Многолопастная арка па фасадах была лишь декоративным убранством. Трехлопастное завершение церкви Федора Стратилата было восстановлено в натуре.
В обработке фасадов зодчий Федора Стратилата вновь возвратился к трехчастному членению лопатками в соответствии с внутренними структурными членениями здания. На фасадах Федора Стратилата, особенно на барабане и апсиде, немало декоративных элементов. Барабан декорирован поясками трехугольных впадинок, арочек, различных нишек, апсида украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками. Окопные проемы и порталы имеют стрельчатые завершения, над окнами разнообразные по рисунку «бровки». Некоторые ниши на фасадах были украшены фресковыми изображениями. По своим архитектурным формам памятник близок к церкви Спаса-Преображения. Его фасады так же богато декорированы нишками, арочками, впадинками и крестами. При реставрации вместо более позднего восьмискатного покрытия было восстановлено первоначальное по трехлопастной арке. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII в.
В обработке фасадов зодчий Федора Стратилата вновь возвратился к трехчастному членению лопатками в соответствии с внутренними структурными членениями здания. На фасадах Федора Стратилата, особенно на барабане и апсиде, немало декоративных элементов. Барабан декорирован поясками трехугольных впадинок, арочек, различных нишек, апсида украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками. Окопные проемы и порталы имеют стрельчатые завершения, над окнами разнообразные по рисунку «бровки». Некоторые ниши на фасадах были украшены фресковыми изображениями. По своим архитектурным формам памятник близок к церкви Спаса-Преображения. Его фасады так же богато декорированы нишками, арочками, впадинками и крестами. При реставрации вместо более позднего восьмискатного покрытия было восстановлено первоначальное по трехлопастной арке. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII в.

на Ручье, Новгород.
Фотография с сайта mycrossof.narod.ru/
В трактовке интерьера храма характерно расширение подкупольного квадрата путем приближения столбов к стенам. Необычно устройство больших полатей (хор), на которых были размещены и приделы и помещения, служившие в качестве хранилищ. На полати ведет каменная лестница, сделанная не в толще западной стены, как обычно, а в северо-западном членении здания. Деревянный переход вел с полатей вдоль южной стены в придел, посвященный патрону заказчика Симеону Дивногорцу. Внизу, в толще западной стены и под лестницей в южной стене, находятся несколько потайных ящиков и камер для хранения ценностей. Семен Андреевич рассматривал церковь не только как храм, но и как каменный сундук-сейф.
Внутри храма сохраняется роспись, приписываемая некоторыми исследователями работе Феофана Грека, а другими его ученикам — новгородским художникам. Живопись поражает своим высоким мастерством. Она схожа и в то же время отлична от росписей ц. Спаса-Преображения. Фрески церкви Федора Стратилата исполнены в серо-фиолетовых, голубых, зелено-желтых тонах. Используется прием нанесения красно-коричневой краской бликов по верху. Фигуры изображаются в движении. В этом состоит сходство. Отличает же их то, что изображенные фигуры святых более приземисты. Лица написаны не греческого типа, а скорее новгородского. Выражение их более мягкое, приветливое. Действие сцен развертывается на сложном архитектурном фоне.
Роспись церкви сохранилась не полностью. На стенах и сводах видим отдельные сцены из жизни святых, изображения святых. На северной стене привлекает внимание композиция «Сошествие во ад». Фигуры в ней построены в стремительном движении. На восточных столбах находится фреска с изображением Благовещения. Ангел из этой группы поражает своим высоким художественным исполнением. На стенах памятника сохранилось много граффити, т. е. надписей, выцарапанных на штукатурке в XIV—XV вв. Внизу в толще западной стены и под лестницей сохранились потайные камеры, в которых хранились сокровища заказчика этой церкви. Через лестницу, проходящую внутри церкви, поднимемся на хоры, которые представляют собою довольно просторное помещение. Здесь были устроены приделы и тайники. Вдоль южной стены хор шел деревянный переход в придел Симеона, устроенный над диаконником. На восточной стене хор имеется интересное изображение трех фигур в княжеских одеяниях. По-видимому это великий князъ Владимир со своими сыновьями Борисом и Глебом. С хор ведет лестница в барабан, где так же сохраняется древняя живопись.
Внутри храма сохраняется роспись, приписываемая некоторыми исследователями работе Феофана Грека, а другими его ученикам — новгородским художникам. Живопись поражает своим высоким мастерством. Она схожа и в то же время отлична от росписей ц. Спаса-Преображения. Фрески церкви Федора Стратилата исполнены в серо-фиолетовых, голубых, зелено-желтых тонах. Используется прием нанесения красно-коричневой краской бликов по верху. Фигуры изображаются в движении. В этом состоит сходство. Отличает же их то, что изображенные фигуры святых более приземисты. Лица написаны не греческого типа, а скорее новгородского. Выражение их более мягкое, приветливое. Действие сцен развертывается на сложном архитектурном фоне.
Роспись церкви сохранилась не полностью. На стенах и сводах видим отдельные сцены из жизни святых, изображения святых. На северной стене привлекает внимание композиция «Сошествие во ад». Фигуры в ней построены в стремительном движении. На восточных столбах находится фреска с изображением Благовещения. Ангел из этой группы поражает своим высоким художественным исполнением. На стенах памятника сохранилось много граффити, т. е. надписей, выцарапанных на штукатурке в XIV—XV вв. Внизу в толще западной стены и под лестницей сохранились потайные камеры, в которых хранились сокровища заказчика этой церкви. Через лестницу, проходящую внутри церкви, поднимемся на хоры, которые представляют собою довольно просторное помещение. Здесь были устроены приделы и тайники. Вдоль южной стены хор шел деревянный переход в придел Симеона, устроенный над диаконником. На восточной стене хор имеется интересное изображение трех фигур в княжеских одеяниях. По-видимому это великий князъ Владимир со своими сыновьями Борисом и Глебом. С хор ведет лестница в барабан, где так же сохраняется древняя живопись.
Великомученик Федор Стратилат
Святой Федор (Феодор) происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески — “стратилатом”) в городе Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда слух об этом дошел до императора Ликиния (308-323 г.), соправителя Константина, он прибыл в Гераклию и принуждал Федора поклониться идолам. Когда же святой Федор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям.
Святого Федора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. На утро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Федора в море, увидев его совершенно здоровым уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319-ом году. Страдания его были описаны очевидцем его слугой и писцом Уаром.
Святого Федора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. На утро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Федора в море, увидев его совершенно здоровым уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319-ом году. Страдания его были описаны очевидцем его слугой и писцом Уаром.
В целом церковь Федора Стратилата — выдающийся памятник, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства. Исходя в основном из старых плановых и пространственных решений, в то же время внеся ряд новых черт, зодчий Федора Стратилата придал новый характер внешнему оформлению здания и обнаружил новую для новгородской архитектуры тенденцию к декоративности в трактовке стены, не нарушая при этом конструктивной логичности фасада.
http:// /
0 коммент.:
Отправить комментарий