---------------------------------------------------------------

1 февраля 2009 г.

Смоленский кремль -1

Смоленск. В границах города и в его окрестностях Днепр принимает несколько небольших притоков, в долинах которых раскинулись улицы города. Высокие межовражные и межречные увалы, холмы и мысы образуют так называемые горы. Перепад высот достигает 90 метров. Считается, что Смоленск стоит на семи холмах, горах.















Памятная монета: Смоленск (IX в).
Серия: Древние города России.

Номинал - 10 рублей. Выпуск - 2008 г. Тираж - 5000000 шт.
Диаметр - 27,0 мм. Качество - АЦ. гурта: 300 рифлений и надпись "ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ", повторяющаяся дважды, разделённая звёздочками.

Металл: латунь/мельхиор.

Реверс: в центре диска - Кремль, вверху слева - герб города Смоленска, справа - Успенский собор.

Чеканка: Московский монетный двор (ММД) и Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Исторический экскурс:

Смоленск является одним из ранних средневековых городов Руси. В датированной части «Повести временных лет» впервые упоминается под 862 годом как центр племенного союза кривичей. По Устюжнскому (Архангелогородскому) своду в записи под 863 годом, когда Аскольд и Дир в походе из Новгорода в Царьград обошли город стороной, так как город был сильно укреплен и многолюден. В 882 году город был захвачен и присоединен к Киевской Руси князем Олегом, передавшим его в удел князю Игорю, из малолетства которого власть в городе осуществлялась наместниками и дружиной, а общее управление осуществлялось из Киева.

Соборная гора, на которой находится Успенский собор, – градостроительный ансамбль XII-XVII вв., находится в центре Смоленска и во многом определяет силуэт города. Расположен ансамбль над долиной Днепра на высоком мысу между двумя оврагами, врезанными в береговое плато. Над рельефом местности и ансамблем построек господствует огромное здание Успенского собора. В XI - XII вв. здесь находился детинец - политический и религиозный центр города. Ров, вал и деревянная стена отделяют его от остальной застройки. Археологические раскопки открыли в восточной части Соборной горы остатки каменного терема, а к юго-западу от собора - фрагменты каменной церкви. В XV-XVI вв., после разорения Смядыни литовцами детинец стал, главным образом, культовым центром, хотя и производил еще впечатление крепости. 13 июля 1611 г., в последний день осады Смоленска поляками, при взрыве пороховых складов рухнул Успенский собор, в котором жители города искали спасения от захватчиков.

Вид города Смоленска. 1814 г. Неизв. худ. I пол. XIX в.

В 1660-е гг., уже после возвращения Смоленска русскому государству, возводится каменная колокольня, в 1677 г. закладывается новый Успенский собор. Его строительство затягивается до 1740г.

Окончание Успенского собора дало толчок к переустройству всего ансамбля. Во второй половине XVII в. пристраивается колокольня, церковь Иоанна Предтечи, Богоявленский собор, сооружаются архиерейский дом, консисторий, хлебный корпус. Все постройки обносятся каменной стеной с тремя воротами, другая стена отделяет архиерейский двор от пространства вокруг собора.

Ансамбль хорошо сохранился до наших дней. В его живописную асимметрию хорошо вошли барочные формы большинства построек. Ядро ансамбля – поднявшийся у края холма над долиной Днепра Успенский собор с колокольней и пространством площади.

Первый собор на этом месте был заложен в 1101 году Владимиром Мономахом, достроен в 1140–ые годы его внуком Ростиславом. В 1611 году поврежден взрывом соседних пороховых погребов. Вскоре после этого верх собора был сделан деревянным, и в таком виде здание использовалось униатами. С 1659 года оно снова стало кафедральным православным собором. В 1674–75 годах велась разборка стен из-за ветхости. Тогда же царский указ повелел строить новый собор по образцу храма (очевидно, Троицкого) в Александровской слободе (в ста километрах к северу от Москвы). В 1677 году под наблюдением московского зодчего Алексея Королькова состоялась закладка нового собора. А. Корольков, руководя работами, отступил от присланного из Москвы проекта и увеличил размеры здания (55x42,6 метров). Стремление к увеличению здания и материальные возможности не были согласованы. Строителям пришлось отказаться от возведения сплошной восточной стены, к которой примкнули бы апсиды. Из-за этого в 1679 году, когда собор был возведен уже на высоту 26 метров (примерно до уровня нынешних круглых окон), апсиды, плохо связанные с основным объемом, отошли от него к востоку, угрожая падением. Работы были остановлены и возобновились лишь в 1712 году, когда митрополитом стал Дорофей Короткевич, из Киева. При нем апсиды были разобраны и сложены вновь с выносом меньше на 3 метра. Среднюю апсиду сделали граненой - вероятно, под влиянием украинских соборов этого времени. С этим же можно связать и круглые верхние окна храма, хотя они сделаны позже, при работах 1732-40 годах, когда строительство возглавлял Антон Шедель. Собор получил семиглавое завершение и был освящен в 1740 году.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск. Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви.

В 1760-ые годы обрушились западные главы собора. Восстановительные работы с перекладкой сводов продолжались до 1772 года. Сначала ими руководил "вольный бурмейстер" Андрей Кинель, после 1767 года – переведенный из Твери Петр Обухов. Вместо 7 глав были восстановлены лишь 5 восточных. Центральную главу, рухнувшую еще раз в 1768 году, сделали глухой деревянной. В 1772 году собор был снова освящен. В его очень индивидуальном облике традиционный для древней Руси тип крупного собора дополнен приемами украинского зодчества рубежа ХVП-ХVШ веков. Декорация же фасадов выдержана в духе барокко середины ХVШ века. Кирпичные стены оштукатурены. К мощному параллелепипеду собора примыкают три слабо выступающие апсиды.

Собор расписан клеевыми красками в 1740-х годах в стиле барокко. Живопись неоднократно поновлялась маслом, что привело к огрублению первоначального колорита. В куполе помещена композиция "Сошествие Святого Духа": фигуры апостолов написаны в свободных, непринужденных позах вокруг центрального изображения Святого Духа в виде голубя. Рисованные картушные обрамления являются своеобразным дополнением к иконостасу. Сюжетные композиции занимают своды боковых нефов и верхнюю часть столбов. Склоны арок расписаны гризайлью.

Великолепный трехъярусный иконостас выполнен в 1730-40 годах украинскими резчиками С.Трусицким с помощниками П.Дурницким, Ф.Олицким, А.Мастицким и С.Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны теми же мастерами. Это - выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика. На фоне виртуозной позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким насыщенным цветом.

Вокруг темы: "Семь чудес России" на монетах. (Смоленск, N14).
3 руб. 1995 г. Смоленский Кремль.

Источник информации и фотографий: sobory.ru, ,  , days.pravoslavie.ru, members.tripod.com

0 коммент.:

Отправить комментарий

Страница сайта в Pinterest

----------------------------------------------------------------------------