Монета посвящена памятнику архитектуры XVI-XVIII в. — дворцовому комплексу с легкими галереями, мраморными фонтанами и роскошными покоями, в котором размещалась резиденция крымско-татарских ханов (ныне — историко-архитектурный музей в г.Бахчисарае). Украина.


Памятная монета: Ханский дворец в Бахчисарае.
Серия: Памятники архитектуры Украины.
Номинал - 10 гривен. Выпуск - 2001 г. Тираж - 3000 шт.
Диаметр - 38,61 мм. Гурт - рифленый. Качество - пруф.
Металл: Серебро 925/1000 - 31,1 г. хим. чист. металла.
На аверсе монеты в обрамлении восточного орнамента, который украшает Золотой фонтан (1733 г.), изображен малый Государственный Герб Украины и фрагмент мраморной плиты фонтана.
На реверсе монеты изображен внутренний дворик дворцового комплекса, над которым размещена дата XVI-XVIII вв. и надписи: вверху полукругом - Ханский дворец, внизу - БАХЧИСАРАЙ.
Серия: Памятники архитектуры Украины.
Номинал - 10 гривен. Выпуск - 2001 г. Тираж - 3000 шт.
Диаметр - 38,61 мм. Гурт - рифленый. Качество - пруф.
Металл: Серебро 925/1000 - 31,1 г. хим. чист. металла.
На аверсе монеты в обрамлении восточного орнамента, который украшает Золотой фонтан (1733 г.), изображен малый Государственный Герб Украины и фрагмент мраморной плиты фонтана.
На реверсе монеты изображен внутренний дворик дворцового комплекса, над которым размещена дата XVI-XVIII вв. и надписи: вверху полукругом - Ханский дворец, внизу - БАХЧИСАРАЙ.
Чеканка: Монетный двор Национального банка Украины.
Исторический экскурс:
Бахчисарайский Ханский Дворец был заложен Сахибом I Гераем в 1532 г. Этот год является и годом основания города под названием Бахчисарай. Однако долина реки Чурук-Су, в которой расположилась новая ханская столица, к 16 веку уже на протяжении полутора тысячелетий служила административным и культурным центром региона.
История той местности, где ныне лежит Бахчисарай, с древнейших времён определялась её расположением на рубеже двух великих историко-географических районов: Степи и Гор. Эти два мира отнюдь не были изолированы один от другого, находясь в теснейшем контакте.
По одну сторону этого условного рубежа - в степях и предгорьях - простирались земли кочевников. Сравнительно скоро после упадка Скифской державы главенствующее место в крымских степях заняли тюркские народы - гунны в 4-6 вв., хазары и булгары в 7-9 вв., печенеги в 9-11 вв., кыпчаки (половцы) – с середины 11 в.
К югу от степных регионов лежала зона расселения жителей гор и южного побережья. Здешнее население являло собой весьма пеструю смесь потомков самых разных этносов: тавров, греков, скифов, сармат, готов, аланов, отчасти также тюрок. Большинство горцев, при всей их разноплеменности, объединяла принадлежность к византийскому культурному кругу.
В период раннего средневековья земли, где позже встал Бахчисарай, являлись далекой окраиной территории, на которую распространялся контроль Византийской империи (центром византийских владений на полуострове был г. Херсон на месте нынешнего Севастополя). Опорным пунктом византийских влияний в здешних местах служило крепостное поселение на горном плато, которое позже именовалось Кырк-Ер и Чуфут-Кале. По мере ослабления позиций Константинополя здесь сформировалось полунезависимое княжество, во главе которого стояли перенявшие греческую религию и культуру аланские князья. Благодаря этому вся окрестная территория стала известна как Алания или Страны Малых Алан.
Одновременно с формированием аланского княжества шло развитие государственности тюркских народов в степной и предгорной части полуострова. В результате крепость аланских князей вместе с зависимой от нее территорией перешла под контроль тюркских государственных образований, что нашло окончательное оформление в выплаты княжеством дани кыпчакским ханам.
Бахчисарайский Дворец был не единственной ханской резиденцией. В Крыму существовало еще пять т.н. малых ханских дворцов - старый дворец Девлет-Сарай, дворцы Улаклы-Сарай, Алма-Сарай, Качи-Сарай, Сюйрень-Сарай. Однако это были загородные виллы ханского рода, а главным местом пребывания крымских государей всегда оставался Бахчисарай.
За те два с половиной столетия, которые Хансарай служил резиденцией главы Крымского государства, его внешний облик претерпел существенные изменения. Непросто будет в точности восстановить ту последовательность перемен, которая в итоге привела к складыванию знакомого нам нынешнего облика Хансарая. Почти при каждом новом правителе во Дворце появлялись новые сооружения, производились ремонты. Крымские ханы ставили себе памятники на века в виде дворцовых построек, ряд которых можно видеть в Бахчисарае поныне.
Последний крымский хан Шахин Герай, вошедший в историю как великий авантюрист, погубивший в итоге собственную страну, имел намерение перенести крымскую столицу из Бахчисарая в Кефе (ныне Феодосия). Он даже начал было постройку новой резиденции - но, потеряв в 1783 г. власть, не успел реализовать своего плана.
В имперский период Дворец находился в ведении МВД. Здесь пребывал полицейский чин, при наличии разрешения губернатора позволявший важным гостям осматривать бывшую ханскую резиденцию. Время от времени Дворец посещали императоры и члены императорской фамилии - естественно, что по этой причине объект был "режимным" и доступ туда был открыт далеко не всем. Исключение было сделано во время Крымской войны 1854-55 г., когда здесь размещался лазарет.
После Февральской революции нашлось немало желающих присвоить уникальный памятник - но, к счастью, нашлись люди (художник Усеин Боданинский), которые сумели убедить Временное правительство в необходимости устроить здесь музей. Благодаря Боданинскому Дворец с тех пор и поныне является музейным учреждением.
Тот облик, который Хансарай имеет сейчас, в общих чертах сложился в 18 в., когда орнаментальное и строительное искусство Крымского ханства достигло высот совершенства.
Дворец - редкостный и великолепный памятник архитектурного искусства, однако сегодня перед нами лишь тень былого величия. Пожар, устроенный без всякой военной необходимости прорвавшимся в Бахчисарай царским фельдмаршалом Минихом в 1736 г., не принес такого вреда Дворцу, как "реставрации" 19 века. Раны миниховского разгрома были быстро залечены Селяметом II Гераем и другими ханами, достаточно быстро вернувшим Дворцу его прежний облик и даже сделавшими его более современным. Однако многочисленные ремонты, имевшие место после российской аннексии Крыма в 1783 г. мало что принесли Дворцу, кроме вреда.
Научно обоснованная реставрация началась лишь в 1960-х гг. – и благодаря ей общий вид Хансарая сегодня куда ближе к первоначальному, чем еще 20-30 лет назад. В 2003 г. во Дворце предпринята новая серия ремонтно-реставрационных работ, производители которых под тщательным научным контролем стараются по крупицам восстановить оригинальный и неповторимый изначальный облик ханской резиденции.
Хансарай строился не как неприступная твердыня (эту функцию продолжал выполнять Кырк-Ер, где хранилась ханская казна и содержался до 17 в. монетный двор), а как своего рода земное воплощение райского сада. Этому творческому замыслу соответствует обилие обнесенных стенами внутренних двориков, наполненных зеленью, тенью деревьев, цветами и многочисленными фонтанами (потоки чистой воды – неотъемлемый атрибут представления о рае). Отсюда и происходит название ханской столицы: "Садовый Дворец" (от крымскотатарских слов bagca "сад" и saray "дворец").
Постройки Хансарая не несут нарочитой монументальности – легкие двухъярусные сооружения, украшенные множеством мелких деталей, ажурными деревянными решетками, цветными росписями, органично входят в ритм окружающей их живой растительности.
Кажущаяся хаотичность зданий, беседок, залов, фонтанов, цветников, колонн, двориков, лестниц, сменяющих друг друга, вовсе не случайна. Она объясняется основополагающим принципом не только крымскотатарской архитектуры, но и всей культуры Ближнего Востока в целом - в ней созерцание явлений и предметов идет от частного к общему, а не наоборот. Хорошим примером здесь является знаменитый "Фонтан слёз". На нем нет двух одинаковых чаш или двух в точности одинаковых узоров – тем не менее все эти разнящиеся элементы в совокупности составляют эстетически ритмичную и стройную композицию. Точно таким же образом и все разнородные архитектурные блоки Дворца в едином созвучии создают неповторимый и законченный облик Хансарая.
Одновременно с формированием аланского княжества шло развитие государственности тюркских народов в степной и предгорной части полуострова. В результате крепость аланских князей вместе с зависимой от нее территорией перешла под контроль тюркских государственных образований, что нашло окончательное оформление в выплаты княжеством дани кыпчакским ханам.

За те два с половиной столетия, которые Хансарай служил резиденцией главы Крымского государства, его внешний облик претерпел существенные изменения. Непросто будет в точности восстановить ту последовательность перемен, которая в итоге привела к складыванию знакомого нам нынешнего облика Хансарая. Почти при каждом новом правителе во Дворце появлялись новые сооружения, производились ремонты. Крымские ханы ставили себе памятники на века в виде дворцовых построек, ряд которых можно видеть в Бахчисарае поныне.
Последний крымский хан Шахин Герай, вошедший в историю как великий авантюрист, погубивший в итоге собственную страну, имел намерение перенести крымскую столицу из Бахчисарая в Кефе (ныне Феодосия). Он даже начал было постройку новой резиденции - но, потеряв в 1783 г. власть, не успел реализовать своего плана.
В имперский период Дворец находился в ведении МВД. Здесь пребывал полицейский чин, при наличии разрешения губернатора позволявший важным гостям осматривать бывшую ханскую резиденцию. Время от времени Дворец посещали императоры и члены императорской фамилии - естественно, что по этой причине объект был "режимным" и доступ туда был открыт далеко не всем. Исключение было сделано во время Крымской войны 1854-55 г., когда здесь размещался лазарет.
После Февральской революции нашлось немало желающих присвоить уникальный памятник - но, к счастью, нашлись люди (художник Усеин Боданинский), которые сумели убедить Временное правительство в необходимости устроить здесь музей. Благодаря Боданинскому Дворец с тех пор и поныне является музейным учреждением.
Тот облик, который Хансарай имеет сейчас, в общих чертах сложился в 18 в., когда орнаментальное и строительное искусство Крымского ханства достигло высот совершенства.

Научно обоснованная реставрация началась лишь в 1960-х гг. – и благодаря ей общий вид Хансарая сегодня куда ближе к первоначальному, чем еще 20-30 лет назад. В 2003 г. во Дворце предпринята новая серия ремонтно-реставрационных работ, производители которых под тщательным научным контролем стараются по крупицам восстановить оригинальный и неповторимый изначальный облик ханской резиденции.
Хансарай строился не как неприступная твердыня (эту функцию продолжал выполнять Кырк-Ер, где хранилась ханская казна и содержался до 17 в. монетный двор), а как своего рода земное воплощение райского сада. Этому творческому замыслу соответствует обилие обнесенных стенами внутренних двориков, наполненных зеленью, тенью деревьев, цветами и многочисленными фонтанами (потоки чистой воды – неотъемлемый атрибут представления о рае). Отсюда и происходит название ханской столицы: "Садовый Дворец" (от крымскотатарских слов bagca "сад" и saray "дворец").
Постройки Хансарая не несут нарочитой монументальности – легкие двухъярусные сооружения, украшенные множеством мелких деталей, ажурными деревянными решетками, цветными росписями, органично входят в ритм окружающей их живой растительности.
Кажущаяся хаотичность зданий, беседок, залов, фонтанов, цветников, колонн, двориков, лестниц, сменяющих друг друга, вовсе не случайна. Она объясняется основополагающим принципом не только крымскотатарской архитектуры, но и всей культуры Ближнего Востока в целом - в ней созерцание явлений и предметов идет от частного к общему, а не наоборот. Хорошим примером здесь является знаменитый "Фонтан слёз". На нем нет двух одинаковых чаш или двух в точности одинаковых узоров – тем не менее все эти разнящиеся элементы в совокупности составляют эстетически ритмичную и стройную композицию. Точно таким же образом и все разнородные архитектурные блоки Дворца в едином созвучии создают неповторимый и законченный облик Хансарая.

Легенда поэтически интерпретирует символику фонтана: мраморный цветок подобен глазу, роняющему слезы. Слезы наполняют горем Чашу сердца (верхняя большая чаша). Время лечит скорбь и она утихает (пара меньших чаш). Однако память воскрешает боль снова (средняя большая чаша). Так продолжается всю жизнь - страдания сменяются просветлениями и наоборот - пока человек не закончит земной путь и не приблизится к порогу вечности (символом вечности считается спираль у подножия фонтана).
Ханский Дворец – целый город в миниатюре. Это сложный комплекс построек самого разного назначения. До наших дней здесь сохранились две мечети (Большая и Малая), домик муфтия, ханское кладбище с двумя мавзолеями-дюрбе, постройки официального предназначения (в т.ч. Зал Дивана), жилые помещения для ханов, прислуги, гостей, охраны, гарем, две надвратные и одна обзорная башни, бани, кухонный двор, конюшенный корпус, шесть внутренних двориков, 14 фонтанов разного времени. В ханские времена этот список был гораздо обширнее.
Источник информации и фотографий: hansaray.org.ua,
, crimea-kvn.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий