Замок Тоомпеа (эст. Toompea loss) расположен на холме в центре столицы Эстонии - Таллинне, на высоте около 50 м над уровнем моря. С момента постройки он всегда олицетворял правящую власть в стране и в наши дни здесь располагается Парламент (Рийгикогу) Эстонии.


Монета: Номинал - 2 кроны. Выпуск - 1930 г. Тираж - 1.276.000 шт.
Диаметр - 29,5 мм. Толщина гурта - 2,0 мм.
Металл: Серебро 500/1000 - 12,0 г. хим. чист. металла.
Аверс: Замок Тоомпеа, Таллинн.
История и Архитектура:
В начале I века нашей эры территорию, на которой сейчас расположен современный Таллин, заселили финно-угорские племена. Согласно легенде - Линда, жена Калева, героя эстонского эпоса "Калевапоэг" сложила на могиле мужа холм из серых каменных глыб - холм Тоомпеа. На этом холме, возвышающемся вблизи берега моря, на каменистых землях древних эстов позднее и появился город в XI веке. Здесь были возведены первые оборонительные постройки - деревянные укрепления.
Это поселение впервые упоминается в 1154 году, в труде арабского географа Аль-Идриси как Klwan, который охарактеризовал его как "маленький город, скорее похожий на крепость", отметив при этом большую гавань. В русских летописях город упоминается как Колывань.

Святейший Патриарх Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) родился 10/23 февраля 1929 года. Его отец, Михаил Александрович, происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили славное поприще военной и государственной службы (среди них генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер - герой Отечественной войны 1812 года). Михаил Александрович должен был пойти по их стопам, окончив Императорское Училище Правоведения - одно из самых привилегированных учебных заведений России, но завершить обучение там не успел из-за революции 1917 года. Поселившись в новообразованном государстве Эстония, он в 1926 году сочетался браком с Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Ревеля (Таллина).
Из-за своего удобного расположения город стал ареной борьбы Новгородского княжества, рыцарей Тевтонского ордена и Дании.
В 1219-1220 годах состоялся Датский крестовый поход в Эстонию, в ходе которого датчанами была захвачена северная Эстония, в т.ч. в 1219 году был захвачен и город на холме Тоомпеа. После взятия датчане приступили к возведению на Тоомпеа каменной крепости. Новый город с замком получил название Ревель.
Территория замка была разделена внутренней стеной, и южная его часть превратилась в форбург. В северной части, у внутренней стены, возвели прямоугольный главный корпус с восточной квадратной башней и образовали перед ним замкнутый, обведенный стенами, внутренний двор.
Таким образом плато Тоомпеа было разделено на Малую (castrum minus) и Большую (castrum majus) крепости. Большая крепость стала центром епископальной власти, а Малая - являлась центром светской власти правителей эстов.
Начало XV - середина XVI столетия - золотой век древнего Ревеля: город входил в Ганзейский союз и играл важную роль в регионе Балтийского моря. Экономический подъём тех времён способствовал не только основательному укреплению границ города, но также создал все предпосылки для активного творчества - создания архитектурных и художественных ценностей.
В 1219-1220 годах состоялся Датский крестовый поход в Эстонию, в ходе которого датчанами была захвачена северная Эстония, в т.ч. в 1219 году был захвачен и город на холме Тоомпеа. После взятия датчане приступили к возведению на Тоомпеа каменной крепости. Новый город с замком получил название Ревель.
Территория замка была разделена внутренней стеной, и южная его часть превратилась в форбург. В северной части, у внутренней стены, возвели прямоугольный главный корпус с восточной квадратной башней и образовали перед ним замкнутый, обведенный стенами, внутренний двор.
Таким образом плато Тоомпеа было разделено на Малую (castrum minus) и Большую (castrum majus) крепости. Большая крепость стала центром епископальной власти, а Малая - являлась центром светской власти правителей эстов.
Начало XV - середина XVI столетия - золотой век древнего Ревеля: город входил в Ганзейский союз и играл важную роль в регионе Балтийского моря. Экономический подъём тех времён способствовал не только основательному укреплению границ города, но также создал все предпосылки для активного творчества - создания архитектурных и художественных ценностей.
В 1710 году в ходе Северной войны город, находившийся к тому времени под властью шведов, был завоеван Россией. Вся Эстония понесла жестокие потери от военных действий, голода и чумы. Таллин не стал исключением, осада русской армией длилась больше месяца и стоила городу тысяч жизней. Россия в то время не могла провести каких-либо изменений во внешнем виде замка и потому он долгое время стоял забытый и постепенно приходил в упадок.
В 1766 году Екатерина II потребовала, чтобы замок был приведен в порядок и превращен в резиденцию генерал-губернатора Эстляндии. Но затем от последнего решения все-таки отказались, и на месте западной стены форбурга решено было построить новый дворец. Проект иенского (Jena) архитектора Иоганна Шульца императрица утвердила в апреле 1767 года, и осенью закипела работа. Прежде всего снесли западную стену вместе с башней, здание Государственного зала и некоторые другие постройки. Старый ров засыпали строительным мусором, а камни использовали при возведении нового дворца. Дворец (фасад двухэтажного здания с балюстрадой и мезонином в стиле барокко, а интерьеры в духе раннего классицизма) был закончен в 1773 году. Первоначальное оформление интерьеров не сохранилось - в 1935 году подверглось перестройке самое интересное помещение здания, так называемый Белый зал.
Административное здание превратилось в элегантный дворец, и именно после его постройки замок стали иногда называть "Дворец Тоомпеа".
В 1900 году в память о чудесном спасении императора Александра III в железнодорожной аварии 17 октября 1888 года напротив дворца был построен Александро-Невский православный Собор.
В 1936 году таллинский Александро-Невский собор, прихожанами которого были родители будущего Первосвятителя, передали эстонскому приходу. История этого храма многострадальна: сразу же после провозглашения Эстонской республики в 1918 году началась кампания по ликвидации собора - собирали деньги "на снос церквей с русскими золотыми луковицами и будок русских Богов" (православных часовен) даже в школах у детей. Но против разрушения собора выступила общественность, русская и международная, а также Красный Крест.
Потом поднялась новая волна: снести купола Александро-Невского собора, поставить шпиль и создать там "пантеон эстонской независимости". В архитектурном журнале были опубликованы иллюстрации: вид города без "русских луковиц", но с "пантеоном эстонской независимости". Эти иллюстрации сохранились у будущего Святейшего Патриарха Алексия и в свое время пригодились для спасения собора, когда власти уже советской Эстонии вознамерились переделать храм в планетарий (демонстрация намерений буржуазной власти относительно использования собора обескуражила советских правителей). В 1936 году сняли позолоту с куполов, и в таком виде собор просуществовал до войны, затем, в оккупационное время, немцами был закрыт. В 1945 году, когда в Эстонию вошли советские войска, собор возвратили Церкви. Иподиакону Алексию было поручено привести его в порядок и подготовить для возобновления в нем богослужений. Это ответственное послушание он исполнил достойно - первое богослужение в соборе состоялось уже на Пасху 1945 года. Алексий был псаломщиком, а затем ризничим в восстановленном храме.
В 1917 году во время Февральской революции, устроенная в здании конвента тюрьма, была подожжена и превращена в руины. После достижения Эстонией в 1918 году независимости и избрания Учредительного собрания на развалинах здания конвента в 1920-22 годах, для нужд парламента было выстроено здание Рийгикогу. Его спроектировали эстонские архитекторы Э. Хаберман и Х. Йохансон.
Трехэтажное с четырьмя крылами здание расположено вокруг трапециевидного внутреннего дворика, довольно точно следуя основному плану прежнего здания конвента. Лишь южное его крыло несколько шире, так как в него спроектировали зал Рийгикогу. В архитектуре здания различимы два направления: традиционализм и экспрессионизм 1920-х годов. Здание Рийгикогу является уникальным среди парламентских зданий мира, поскольку, это единственное парламентское здание в экспрессионистском стиле.
Источник информации и фотографий: allcastles.ru, patriarch.voskres.ru
В 1917 году во время Февральской революции, устроенная в здании конвента тюрьма, была подожжена и превращена в руины. После достижения Эстонией в 1918 году независимости и избрания Учредительного собрания на развалинах здания конвента в 1920-22 годах, для нужд парламента было выстроено здание Рийгикогу. Его спроектировали эстонские архитекторы Э. Хаберман и Х. Йохансон.
Трехэтажное с четырьмя крылами здание расположено вокруг трапециевидного внутреннего дворика, довольно точно следуя основному плану прежнего здания конвента. Лишь южное его крыло несколько шире, так как в него спроектировали зал Рийгикогу. В архитектуре здания различимы два направления: традиционализм и экспрессионизм 1920-х годов. Здание Рийгикогу является уникальным среди парламентских зданий мира, поскольку, это единственное парламентское здание в экспрессионистском стиле.
Источник информации и фотографий: allcastles.ru, patriarch.voskres.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий