Монеты посвящены 120-летию Одесского государственного академического театра оперы и балета, выполненного в стиле венского барокко. Театр построен по проекту архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, и открыт в 1887 году.


Памятная монета: Номинал - 10 гривен. Выпуск - 2007 г. Тираж - 5000 шт.
Диаметр - 38,61 мм. Гурт - рифленый. Качество - пруф.
Металл: Серебро 925/1000 - 31,10 гр. хим. чист. металла.
Диаметр - 38,61 мм. Гурт - рифленый. Качество - пруф.
Металл: Серебро 925/1000 - 31,10 гр. хим. чист. металла.


Памятная монета: Номинал - 5 гривен. Выпуск - 2007 г. Тираж - 35000 шт.
Диаметр - 35,0 мм. Гурт - рифленый. Качество - специальный анциркулейтед.
Металл: Нейзильбер. Масса - 16,54 г.
Серия: Памятники архитектуры Украины. 120 лет Одесскому государственному академическому театру оперы и балета.
Чеканка: Монетный двор Украины.
Чеканка: Монетный двор Украины.
Страницы истории:
Впервые здание театра было построено в 1809 году при герцоге де Ришелье, по проекту петербургского архитектора Тома де Томона, под наблюдением городского архитектора Ф. Фрапполи.
Выдержанный в классическом (греческом) стиле, с портиком коринфского ордера, с фронтоном, обращенным к зданию английского клуба, театр вмещал 800 зрителей. Зрители размещались в 17 ложах на трех ярусах и в партере, насчитывающем всего 44 кресла: по примеру старых итальянских театров, остальные места в партере были стоячими. Позже места для простолюдинов были перемещены на верхний ярус и стали называться «райком».
Театр перестраивался трижды: в 1820, 1857 и 1872 гг. Работы по последней переделке здания окончились 31 декабря 1872 года, а в ночь на 2 января 1873 театр сгорел, стал жертвой пламени газового рожка, освещающего часы в ночное время. По крыше огонь распространился на все здание, и спасти его не удалось.
Новый театр возводился на месте старого. Одессе в очередной раз повезло, так как проект его создали спроектировавшие до этого 47 театров по всей Европе Фердинанд Фельнер и Герман Гельмер, архитекторы из Вены. Это было одно из самых роскошных и крупных театральных зданий, построенных зодчими за все время их творчества.

Здание одесского театра исполнено в стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века. Над главным фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз — покровительницу искусства Мельпомену. Она сидит в колеснице, запряженной покоренными ею четырьмя разъяренными пантерами. Чуть ниже расположены скульптурные группы, созданные по сюжетам древних мифов. Внизу, около центрального входа, на высоких постаментах, установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева — фрагмент трагедии Еврипида «Ипполит», справа — эпизод из комедии Аристофана. По фронтону здания, в нишах верхнего яруса, установлены бюсты Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя.

- Вы знаете, дело в том, что я не умею писать.
- Так чего же вы к нам пришли?
И он ушел. Прошло двадцать лет. И этот же мужчина, уже состарившийся, заходит в Нью-Йорке в ювелирную лавку, выбирает очень дорогое бриллиантовое колье. Достает бумажник и начинает отсчитывать деньги. Молодой ювелир - хозяин лавки - к нему обращается:
- Вы пожилой человек. Зачем вы себя так утруждаете? Выпишите чек.
- Молодой человек! Если бы я умел писать, то я бы уже двадцать лет на "Красной Розе" работал бухгалтером.
Самая красивая часть здания — это зрительный зал. Архитектура его выдержана в стиле французского «рококо». Он роскошно украшен различными лепными орнаментами с тонкой позолотой. Особый интерес вызывает потолок. В основу его композиции положены четыре картины Лефлера, сделанные в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».
Пожалуй, ни в одном театре нет изготовленного с таким вкусом занавеса, эскизы которого создал крупнейший театральный художник А. Головин. Уникальная акустика позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголок зала.
Создатели проекта, венские архитекторы Фельнер и Гельмер, обратили особое внимание на полную безопасность здания в пожарном отношении и на возможность моментально оставить зрительный зал: радиальная система выходов, круговое фойе, обильное водоснабжение и отделение сцены от зрительного зала металлическим занавесом. Плюс — безопасное электрическое освещение и прекрасная вентиляция.
Пожалуй, ни в одном театре нет изготовленного с таким вкусом занавеса, эскизы которого создал крупнейший театральный художник А. Головин. Уникальная акустика позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголок зала.
Создатели проекта, венские архитекторы Фельнер и Гельмер, обратили особое внимание на полную безопасность здания в пожарном отношении и на возможность моментально оставить зрительный зал: радиальная система выходов, круговое фойе, обильное водоснабжение и отделение сцены от зрительного зала металлическим занавесом. Плюс — безопасное электрическое освещение и прекрасная вентиляция.
В театральном гардеробе. Жена мужу шепотом:
— Ты с ума сошел! Гардеробщику на чай — сто гривень!
— Да, но посмотри, какая шуба!!!
***
Директору Оперного:
- Послушайте, за двести долларов я могу сделать массаж всем вашим балеринам.
- Уже договорились! Деньги при вас?
- Послушайте, за двести долларов я могу сделать массаж всем вашим балеринам.
- Уже договорились! Деньги при вас?
Строили здание замечательные одесские архитекторы Бернардацци, Гонсиоровский и Дмитренко. Официальный акт о вводе здания в эксплуатацию был подписан одесским градоначальником и вместе с газетами, вышедшими в тот день, с афишами и программой спектакля был уложен в ящик и замурован в стене под зеркалом.
То, что сегодня называется Театральной площадью, вплоть до 40—х годов двадцатого столетия было просто перекрестком городских улиц.
То, что сегодня называется Театральной площадью, вплоть до 40—х годов двадцатого столетия было просто перекрестком городских улиц.
Одессит показывает дачу, которую продает, супружеской паре:
- Давайте поступим следующим образом: вы назовете цену, за которую хотите приобрести дом, мы от души посмеемся, а потом поговорим о деле.
***
— Миша, чем ты сейчас занимаешься?
— Устроился уличным продавцом.
— Так почем у тебя метр улицы?
— Устроился уличным продавцом.
— Так почем у тебя метр улицы?
***
Мария Исааковна Петрова заполняет анкету. Завкадрами интересуется:
– А почему вы Исааковна? Еврейка, что ли?
– А по-вашему, Исаакиевский собор – синагога?
– А почему вы Исааковна? Еврейка, что ли?
– А по-вашему, Исаакиевский собор – синагога?
Существующая сегодня архитектурно—градостроительная ситуация на углу улиц Ланжероновской и Ришельевской перед Одесским оперным театром окончательно сформировалась в 50—е годы 20—го столетия. Вследствие разрушения угловых зданий образовалось два небольших курдонера, которые были благоустроены, а на торцовых стенах сохранившихся зданий разместили доски с именами героев войны и труда. Часть торцов так и осталась без штукатурки. Эта ситуация никогда не закладывалась в проектные решения авторами проектов первого и второго городских театров, и ее можно считать стихийно сложившейся, а Театральную площадь — незавершенной.
В прилегающих кварталах в настоящее время расположено много зданий, включенных в списки памятников архитектуры. Отличительной чертой окружающей Театральную площадь застройки является то, что в ней представлены здания практически всех этапов архитектурного развития исторического центра от классицизма до модерна. Несмотря на это, классический ансамбль Театральной площади середины 19—го века утрачен и требует своего ансамблевого логического завершения.
У здания театра всегда многолюдно. Просветленные, одухотворенные лица, восторженная жестикуляция. Спектакль начинается уже на Театральной площади. Фасады с богатейшей символической пластикой, изящные пропорции и филигранные детали, бюсты драматургов и композиторов — все это тоже театральное действо, завораживающее и увлекательное, конкурирующее со сценическим, с театральной сценой, на которой блистали Энрико Карузо, Анна Павлова, Айседора Дункан, Федор Шаляпин, Вацлав Нежинский, Майя Плисецкая, а за дирижерским пультом стоял сам Петр Чайковский!
Дом Театра — старейший и царственнейший их всех одесских домов, стал Домом Бессмертия Одессы.
В прилегающих кварталах в настоящее время расположено много зданий, включенных в списки памятников архитектуры. Отличительной чертой окружающей Театральную площадь застройки является то, что в ней представлены здания практически всех этапов архитектурного развития исторического центра от классицизма до модерна. Несмотря на это, классический ансамбль Театральной площади середины 19—го века утрачен и требует своего ансамблевого логического завершения.
У здания театра всегда многолюдно. Просветленные, одухотворенные лица, восторженная жестикуляция. Спектакль начинается уже на Театральной площади. Фасады с богатейшей символической пластикой, изящные пропорции и филигранные детали, бюсты драматургов и композиторов — все это тоже театральное действо, завораживающее и увлекательное, конкурирующее со сценическим, с театральной сценой, на которой блистали Энрико Карузо, Анна Павлова, Айседора Дункан, Федор Шаляпин, Вацлав Нежинский, Майя Плисецкая, а за дирижерским пультом стоял сам Петр Чайковский!
Дом Театра — старейший и царственнейший их всех одесских домов, стал Домом Бессмертия Одессы.
В. Г л а з ы р и н, главный архитектор г. Одессы
palariev.sitecity.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий