---------------------------------------------------------------

18 ноября 2008 г.

Ратуша, Витебск, Беларусь

Витебск – один из старейших городов Беларуси. Первое упоминание о нем встречается в письменных источниках Х века. В ХII – ХIII вв. – это большой торгово–ремесленный центр на пути "из варяг в греки". В 1240 году витебские воины совместно с новгородскими и псковскими участвовали в Невской битве, а в 1242 году – в Ледовом побоище.
















Памятная монета: Номинал - 20 рублей. Выпуск - 2000 год. Тираж - 2000 штук.
Диаметр - 39 мм. Масса - 33.63 г. Качество - "пруф".

Металл: Серебро 925/1000 - 31.1 г.















Памятная монета: Номинал - 1 рубль. Выпуск - 2000 год. Тираж - 2000 штук.
Диаметр - 33 мм. Масса -14.35 г. Качество - "пруф-лайк".

Металл: Медно–никелевый сплав.

Серия: История и культура Беларуси. Памятные монеты. "Витебск" (Віцебск).

Чеканка: "Московский монетный двор Гознака", Москва, Россия

Реверс: слева вверху – рельефное изображение герба г. Витебска; слвева внизу – Благовещенской церкви; справа – Ратуши; по кругу надписи; "ВIЦЕБСК" и "ГАРАДЫ БЕЛАРУСI".

Страницы истории:

Как и большинство древних городов Восточной Европы, Витебск возник у слияния двух рек - Западной Двины, несущей свои воды в Балтийское море и Витьбы, от которой и пошло название города.

Археологические исследования свидетельствуют, что в устье Витьбы существовали поселения, основанные балтскими племенами, которых к IX веку сменили славянские племена кривичей.

Согласно легенде, город был заложен киевской княгиней Ольгой в 974 году и в древнерусских летописях упоминается с 1021 года. Расположенный на перекрестке важнейших торговых путей древности («из варяг в греки» и Великого Волжского (Булгарского)), к концу XII веку Витебск превращается в центр ремесла и торговли, становится центром удельного княжества, подчиняющегося Полоцким, а временами, Смоленским князьям.

На Замковой горе находилась резиденция князя, а ниже жил люд попроще - торговцы и ремесленники. Уже в XII веке в городе был построен первый каменный храм – православная Свято-Благовещенская церковь, где хранились эталоны мер веса и длины, используемые при торговых операциях; переписывались книги, летописи; обучались дети.

Витебск. Древний центр.
Студия ЛУВР. Минск - 2006.

Последним восточно-славянским удельным князем был Ярослав Васильевич, который в 1318 году выдал свою дочь за князя Ольгерда, сына великого князя литовского Гедемина. Находясь в составе Великого Княжества Литовского, город пользовался льготами и автономией, вокруг него были возведены мощные фортификационные укрепления.

С 1506 года Витебск стал центром Витебского воеводства Великого Княжества Литовского, а с 1569 года - Речи Посполитой.

В 1597 году от короля Сигизмунда III Витебск получил свой герб и грамоту на магдебургское право , что давало возможность регулировать жизнь города с помощью собственной системы юридических норм.

Для Речи Посполитой Витебск оставался важной в стратегическом отношении крепостью на восточных рубежах.

В силу своего положения город постоянно становился участником кровавых войн, разрушался и восстанавливался . В XIV - начале XV вв. он пострадал от междоусобиц литовских князей Витовта и Свидригайло; в XVI - XVII вв. от войн между Москвой и Речью Посполитой (Ливонская война при Иване Грозном, войны при Алексее Михайловиче).

В XVII веке Витебск становится ареной острого межконфессионального противостояния.

Дело в том, что в 1596 году на церковном соборе в Бресте была принята уния об объединении католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов.

Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний московских князей на земли Белоруссии и Украины.

Заключение Брестской унии привело в последствии к созданию Украинской Греко-Католической Церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались «униатами».

Иосафат Кунцевич - став униатским архиепископом Полоцким и Витебским, жестоко преследовал православных христиан, всячески распространяя унию. После приезда в Киев константинопольского патриарха Феофана, Кунцевич отказался посетить его и засвидетельствовать своё православие и объявил о своём единстве с Римским престолом. Тогда Феофан поставил на полоцкую кафедру Мелетия Смотрицкого. В 1619 году Кунцевич получает от короля грамоту, по которой в его ведение передавались все православные церкви и монастыри в регионе. Всем православным священникам были разосланы циркуляры с требованием немедленного перехода в униатство. У тех, кто не подчинялся этому требованию, он отнимал приходы и передавал их униатам. Православным священникам запрещалось под угрозой смерти появляться в местах, где находились церкви, они лишались права совершать богослужения, таинства, служить панихиды. Были запрещены похоронные процессии для православных: покойников приказывали вывозить ночью на кладбище через ворота, предназначавшиеся для удаления из города нечистот.

К лету 1621 года Кунцевич отобрал все храмы и монастыри у православных Полоцка, Витебска и большинства других городов и селений своей епархии.

В 1622 году Мелетий Смотрицкий направил в Витебск грамоту, где объявлял себя законным Полоцким архиепископом и обвинял Кунцевича в вероотступничестве. Горожане практически единодушно отказались от повиновения Кунцевичу и составили акт о признании своим епископом Смотрицкого. Примеру жителей Витебска последовали горожане других крупных городов епархии.

Кунцевич приказал не только не пускать православных в церкви, но и запретил богослужения на дому, а также за городом в шалашах. Активисты-униаты нападали на эти шалаши и жестоко избивали священников и молящихся. Православные священники и наиболее активные миряне по приказу униатского архиерея были арестованы, многие были изгнаны за пределы Полоцкой епархии.

12 ноября 1623 года, когда Кунцевич возвращался с воскресной службы, его архидиакон Дорофей внезапно напал на православного священника Илию, который проходил мимо, следуя на службу за город. Избив его до полусмерти, он связал его и запер в архиерейской кухне.

Это известие быстро распространилось по городу и переполнило чашу терпения горожан, они ворвались в келию Кунцевича, где убили его, а тело сбросили в Двину. За это поляки жестоко покарали горожан: 19 человек было казнено, около 100 было приговорено к смерти заочно, многих наказали кнутом, темницею, изгнанием. Имения всех виновных были конфискованы. Город был лишен Магдебургского права, с ратуши и церквей сняты были колокола.

15 сентября 2008 года Министерство связи и информатизации Республики Беларусь выпустило в почтовое обращение художественную почтовую марку «Герб Витебска».
В день выхода марки в обращение проводилось специальное памятное гашение на конверте «Первый день».

Герб города Витебска представляет собой изображение на голубом поле испанского щита образа Иисуса Христа в профиль, под ним размещается обнаженный меч красного цвета. Образ Спасителя и меч используются на гербе Витебска с 1597 г. В своем изображении витебский герб имеет сочетание религиозной (Спас Нерукотворный) и оборонительной (меч) символики.

В 1708 году во время Северной войны между Швецией и Россией (в союзе с Речью Посполитой) город по приказу Петра I был сожжен, за финансовую поддержку оказанную витебской знатью шведам.

В 1772 году в результате первого раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией Витебск вошел в состав Российской империи.

Самые тяжелые испытания выпали на долю Витебска во время Великой Отечественной войны. На дальних и ближних подступах к городу шли ожесточенные бои, однако он был захвачен гитлеровскими оккупантами. Захвачен, но не покорен. Освобожденный 26 июня 1944 года от гитлеровских оккупантов город лежал в руинах, в подвалах домов уцелело всего 118 жителей из 167,3 тысяч (по всесоюзной переписи 1939 года).
За годы оккупации в Витебске десятки тысяч жителей были уничтожены, замучены в концлагерях и угнаны на каторгу в Германию. Город был разрушен более, чем на 90%. Были уничтожены целые кварталы города, все промышленные предприятия, памятники архитектуры. Благодаря героическим усилиям трудящихся Беларуси Витебск возродился из пепла.

Витебск. Благовещенская церковь.
Студия ЛУВР. Минск - 2006.

Уникальнейший объект Витебска - Благовещенская церковь, которая находится на берегу Западной Двины. на территории бывшего Нижнего замка и главным фасадом обращен к реке. Построена она была около 1120 года. Несколько раз церковь незначительно перестраивали.

В 1619 году церковь перешла к униатам, а после перестроена, однако уже в 1831 году возвращена православным.

В 1961 году храм взорвали. От церкви остался левый угол и несколько метров стен. В 1992 году церковь отстроили заново. Кладку, оставшуюся с XII века, специально не штукатурили, чтобы каждый мог увидеть древнюю стену. Внутри церкви стены также открыты для обозрения. Стена сложена не из кирпичей, а из плинфы - тонких глиняных пластин. Архитектура его лаконична: стены оживляются лишь полуциркульными нишами и вертикальными лопатками.

Витебск. Ратуша.
Студия ЛУВР. Минск - 2006.

Ратуша является символом независимости любого европейского города, a строить могли их только там, где монарх выдал "лицензию". Такое разрешние на самоуправление называлось Магдебургское право. Каменная ратуша в Витебске(самая восточная ратуша в мире) была построена в 1775 году. Декор и пространственная реализация башни выполнены в стиле бароко, а корпус - в стиле классицизма. Екатерина II отменила Магдебургское право на территории Беларуси и эдание начали использовать в "различных" целях: дозорной вышкой для пожарных, помещением для городской думы и управы, полицейского управления. В 1911 году появился третий этаж. Венчают башню ратуши часы. За ними раньше скрывался колокол - символ самостоятельности города. Сейчас в ратуше размещается областной краеведческий музей.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Страница сайта в Pinterest

----------------------------------------------------------------------------