Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, построенный в 1310 г. в окрестностях Пскова, расписанный фресками в 1313 году, является одним из самых древних дошедших до наших дней памятников архитектурного и живописного древнерусского искусства псковской школы.


Серия: Памятники архитектуры России.
Памятная монета: Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (XIV в.), г. Псков.
Номинал - 3 рубля. Выпуск - 2008 год. Тираж - 10000 шт.
Диаметр - 39,0 мм. Толщина - 3,3 мм. Масса - 33,94 г. Качество - пруф.
Металл: Серебро 925/1000 - 31,1 г. хим. чист. металла.
Реверс: в центре - изображение собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, справа - фрагмент стилизованного орнамента, под ним - надпись: "ПСКОВ" и дата: "XIV в" в две строки, вверху - надпись по окружности: "СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ".
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 300 рифлений.
Страницы истории:
Древнейший Псковский Рождества Богородицы Снетогорский монастырь основан в XII в. Монастырь расположен на Снятой Горе - живописнейшем месте в окрестностях г.Пскова.
Гора круто поднимается в излучине реки Великой, куда в массе своей заходит во время нереста снеток - мелкая рыбешка, ставшая прообразом названия монастыря. В обнажениях древних пород отвесной скалы над р.Великой содержатся цветные глины, которые псковичи использовали, изготовляя краски для иконописи. Красную глину, знаменитую червлень, вывозили отсюда в Москву и др. города. "Самородный камень"- известняк - шел на возведение крепостных сооружений.
Ныне доподлинно не известно, кто и когда основал монастырь. Одно из преданий гласит, что его устроители - афонские монахи, прибывшие на Снятую Гору со Святой Горы Афон из-за распространившейся там ереси. По другому преданию (главному), принято считать основателем монастыря - игумена Иоасафа.
Первое упоминание о монастыре относится к концу XII в. В псковской летописи сообщается, что 4 марта 1299 г. на Псков напали ливонские рыцари, разорили и сожгли Снетогорский монастырь. При пожаре прпмч.Иоасаф принял мученическую кончину; с ним в огне погибли 17 иноков из числа братии. Далее рукопись повествует, как прославленный псковский князь Довмонт-Тимофей "с малою дружиною" разгромил врагов и повелел поставить в обители на место сгоревшего деревянного каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Архитектура Рождественского собора неоригинальна, он является копией Преображенского собора Мирожского монастыря. Однако строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку».
Рождественский собор и сегодня главная святыня обители, редчайший памятник духовной культуры Древней Руси. Храм построен из местной известняковой плиты и за многие века существования пятикратно изменял свой архитектурный облик. Древняя часть собора, четверик, всегда оставалась неприкосновенной и поэтому сохранила первоначальное живописное убранство. Крестообразный интерьер храма с глубоким алтарем всеми своими сводами и арками раскрывается как светлый цветок навстречу легкому освещенному барабану с парящим над ним куполом. Во втором ярусе храма были устроены скрытые от глаз палатки-приделы для уединенной молитвы старцев.
Притвор XV века, пристроенный с запада, увеличил пространство собора, но был расширен через сто лет и украшен входным порталом и вкладным каменным крестом. В XVII веке к притвору достроено кирпичное крыльцо, нарядно украшенное муравлеными (зелеными) изразцами с изображениями птиц, цветов и виноградной лозы в сочетании с тесаными и побеленными кирпичными орнаментами. В 18 в. собор был расширен двумя большими приделами во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя и во имя Святителя Николая Мирликийского.
Рождественский собор знаменит своими фресками. Во времена нашествия на Псков Стефана Батория (1581-1582 гг.) собор горел, верхняя часть барабана разрушилась. Сильно пострадали и фрески. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинен и украшен пояском с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 г. началась расчистка снетогорских фресок, она продолжается и по сей день.
При создании фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит.
Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их роспись характеризуется очень вольной трактовкой религиозных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не просто символы веры, а живые люди с разными характерами и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпадающие с официальным вероучением.
На XVII век приходится расцвет монастыря. Жизнь в Пскове способствовала бурному развитию торговли, росту богатства. Монастырю тогда принадлежало около 370 крестьянских дворов. Но пришла Северная война, монастырь опять горел, в огне погиб архив, содержащий документы о времени основания монастыря.
В 1760-х гг. в России происходит секуляризация монастырских и церковных владений. Снетогорский монастырь постепенно пустеет, а в 1804 г. он и вовсе упразднен. Штат его был приписан Спасо-Елизаровскому монастырю. В 1805 г. Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом.
Здесь охотно останавливались знатные гости духовного и светского чина. Это было место традиционного пострижения и упокоения псковских князей.
После революции в 1919 г. бывший Снетогорский монастырь был включен в охранные списки памятников архитектуры, что не помешало древним постройкам медленно разрушаться. До войны там был дом отдыха. Во время войны древние стены были осквернены присутствием гестапо.
Сейчас Снетогорский монастырь возрожден. На его территории находится женский монастырь. В монастыре проживает более 60 сестер, а с трудниками и церковным клиром около 100 человек. Руководство монастыря осуществляет игуменья Людмила. Все ведущие направления деятельности распределены по послушаниям, за которые отвечают сестры. Послушания разные: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр.
Рождественский собор и сегодня главная святыня обители, редчайший памятник духовной культуры Древней Руси. Храм построен из местной известняковой плиты и за многие века существования пятикратно изменял свой архитектурный облик. Древняя часть собора, четверик, всегда оставалась неприкосновенной и поэтому сохранила первоначальное живописное убранство. Крестообразный интерьер храма с глубоким алтарем всеми своими сводами и арками раскрывается как светлый цветок навстречу легкому освещенному барабану с парящим над ним куполом. Во втором ярусе храма были устроены скрытые от глаз палатки-приделы для уединенной молитвы старцев.
Притвор XV века, пристроенный с запада, увеличил пространство собора, но был расширен через сто лет и украшен входным порталом и вкладным каменным крестом. В XVII веке к притвору достроено кирпичное крыльцо, нарядно украшенное муравлеными (зелеными) изразцами с изображениями птиц, цветов и виноградной лозы в сочетании с тесаными и побеленными кирпичными орнаментами. В 18 в. собор был расширен двумя большими приделами во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя и во имя Святителя Николая Мирликийского.
При создании фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит.
Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их роспись характеризуется очень вольной трактовкой религиозных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не просто символы веры, а живые люди с разными характерами и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпадающие с официальным вероучением.
На XVII век приходится расцвет монастыря. Жизнь в Пскове способствовала бурному развитию торговли, росту богатства. Монастырю тогда принадлежало около 370 крестьянских дворов. Но пришла Северная война, монастырь опять горел, в огне погиб архив, содержащий документы о времени основания монастыря.
В 1760-х гг. в России происходит секуляризация монастырских и церковных владений. Снетогорский монастырь постепенно пустеет, а в 1804 г. он и вовсе упразднен. Штат его был приписан Спасо-Елизаровскому монастырю. В 1805 г. Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом.
Здесь охотно останавливались знатные гости духовного и светского чина. Это было место традиционного пострижения и упокоения псковских князей.
После революции в 1919 г. бывший Снетогорский монастырь был включен в охранные списки памятников архитектуры, что не помешало древним постройкам медленно разрушаться. До войны там был дом отдыха. Во время войны древние стены были осквернены присутствием гестапо.
Сейчас Снетогорский монастырь возрожден. На его территории находится женский монастырь. В монастыре проживает более 60 сестер, а с трудниками и церковным клиром около 100 человек. Руководство монастыря осуществляет игуменья Людмила. Все ведущие направления деятельности распределены по послушаниям, за которые отвечают сестры. Послушания разные: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр.
, culture.pskov.ru, orthodox.spbu.ru, pskovgo.narod.ru
Фотографии: vlad-geo.narod.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий