Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.
На кресте центрального купола Софийского собора находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.


Серия: "1000-летие Крещение Руси".
Памятная монета: Софийский собор, Великий Новгород.
Номинал - 50 рублей. Выпуск - 1988 года. Тираж - 25 000 штук.
Диаметр - 22,6 мм. Масса монеты - 8,75 г. Качество - пруф.
Металл: Золото 900/1000.
Чеканка: Московский Монетный Двор.
Софийский собор, г.Великий Новгород.
Это древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера. Как свидетельствуют исторические факты, в 1170 году в Новгороде произошло судьбоносное событие, связанное с новгородской иконой. Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую. Князья — Смоленский, Муромский, Полоцкий и Рязанский — спешили со своими дружинами принять участие в войне князя Андрея с Новгородом; «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», — так говорит древний летописец. «Горе побежденным!» — изрек вперед могущественный князь Суздальский: он и его союзники заранее делили между собою богатые области новгородские и расхищали сокровища древней столицы Рюрика. Но сам князь Андрей заболел и остался во Владимире, а сына своего Мстислава, покорителя стольного Киева, послал вместо себя предводительствовать войсками. С 25 февраля соединенные войска окружили город, и начались кровопролитные приступы. Силы были неравны. Новгородцы видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, все упование возлагали на Господа, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна, в иночестве Ильи. Церкви были отворены; юноши и мужья умирали на стенах города; дети, жены и старцы плакали и молились в церквах — все решили защищаться насмерть. Все храмы в городе были наполнены народом. Жители города дни и ночи проводили в молитвах, обращаясь к Богу с просьбой не оставлять их. Молитны их не были тщетны.

Фотография yuri1812.
После чудесного знамения 1170 года на Руси в ХI-ХII веках стали появляться иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение». Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Знамение», представляет собой пястное изображение образа Пресвятой Богородицы. Она сидит и возносит в молитве свои руки. На ее груди на фоне круглого щита (или сферы) без всякой поддержки сидит благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Правой рукой младенец благословляет мир, как вечный архиерей и пастыреначальник, а в левой держит свиток как знак благодатного закона и спасительного учения, которым Он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да примет Он плод сей как жертву за спасение всего мира. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.
В 1566 году в Новгороде, близ торговой площади, вспыхнул пожар и в короткое время распространился на многие улицы: пламя разливалось, подобно огненному морю, и грозило истребить весь город. Все усилия граждан остановить пожар были тщетны. Митрополит Макарий пришел в соборную церковь и, облачась, со всем духовенством, с крестами и иконами пошел в церковь Знамения Богородицы, пал пред Ее чудотворною иконою и со слезами молился: «О Госпоже Царице Пресвятая Богородице! Почто презрела и оставила нас, погруженных в такое бедствие? Знаем, Владычице, что велики беззакония наша, но пощади людей и град, в котором водворяется пресвятой образ Твой!» После молитвы святитель взял чудотворную икону и в крестном ходе понес ее по берегу Волхова. Против церкви Иоанна Предтечи служил молебен и кропил святою водою на стремившийся в город пламень. Вдруг огонь стал утихать, ветер подул на Волхов, и заступлением Божией Матери скоро пожар совсем прекратился.
В 1611 году шведы овладели Новгородом и производили в нем грабежи и кровопролития, не щадили храмов, расхищали церковную утварь, а самые иконы бросали на землю и попирали их ногами. Некоторые из их воинов дошли и до церкви Знамения во время совершения там божественной службы и хотели войти в отворенные западные двери в церковь. Но лишь только вступили на порог, как вдруг невидимою силою были отброшены назад. Хищники опять устремились к дверям, но та же сверхъестественная сила отбросила их назад. Это так устрашило шведов, что после того никто уже из них не осмеливался войти в церковь.
Велики и неисчислимы чудеса милосердия Божия, совершающиеся от благодатных икон Пресвятой Богородицы.
Икона «Знамение» Новгородская создана в первой половине XII века. По иконографии представляет собой поясное изображение Оранты, на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. В течение столетий икона многократно реставрировалась; в 1565 ее поновлял митрополит Макарий. От живописи XII века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте. В начале XX века на иконе был массивный золотой оклад с драгоценными камнями.
Первоначально икона находилась в церкви Преображения на Ильине улице, в середине XV века ее перенесли в построенную для нее одноименную церковь. В годы советской власти икона хранилась в Новгородском музее; в настоящее время во вновь открытом для богослужения новгородском Софийском соборе. На протяжении XII-XIX веков с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по всей России; самые известные из них: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря).
Празднование Новгородской иконе «Знамение» совершается 27 ноября/10 декабря.
Вокруг темы: Новгородский Кремль
Внесено изменение 20 декабря 2009 г.
0 коммент.:
Отправить комментарий