Старинный уральский город Воткинск (в Удмуртии) - родина композитора П.И. Чайковского. Его детские годы прошли в доме (ныне музей), расположенном вблизи Воткинского завода, где служил отец композитора. Ряд своих произведений композитор создал переживая свои детские впечатления от природы родного края; в частности, прообразом места действия балета «Лебединое озеро» послужил Воткинский пруд.


Историческая серия: К 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства
Памятная монета: Номинал - 3 рубля. Выпуск - 2008 год. Тираж - 10000 шт.
Диаметр - 39,0 мм. Толщина - 3,3 мм. Масса - 33,94 г. Качество - пруф.
Оформление гурта: 300 рифлений.
Металл: Серебро 925/1000 - 31,1 г. хим. чист. металла.
Чеканка: Московский монетный двор (ММД).
Реверс: в картуше справа, на фоне дома-музея, - изображение П.И. Чайковского, ниже - надпись в две строки: "ДОМ ЧАЙКОВСКОГО В ВОТКИНСКЕ", вверху на матированном картуше с орнаментом - восьмиконечный солярный знак и надпись по окружности: "УДМУРТИЯ".
Страницы истории:

И. П. Чайковский - А. А. Чайковской, 27 марта 1837 г.
Дом горного начальника завода в начале XX века
Дом-музей. Восьмилетним мальчиком покинул Петр Ильич Чайковский свою маленькую родину - Воткинск и никогда больше не вернулся сюда. А на берегу красавца пруда остался стоять дом. Его не отличает особенный архитектурный замысел, над ним не трудились знаменитые зодчие - он самый обыкновенный, каких немало в России.
После смерти композитора здесь была установлена мемориальная доска, гласящая о том, что в этом доме родился Петр Ильич Чайковский. 7 мая 1940 года, когда весь мир отмечал 100-летие со дня рождения великого композитора, здесь был открыт музей.
Дом не щадило разрушающее дыхание времени. Медленно сдавалось строение, по-прежнему казалось прочным под многочисленными слоями штукатурки, но когда-то могучие бревна рассыпались под ними пылью. Возникла необходимость в реставрации музея. Руководила реставрацией старейший советский архитектор Л. С. Сахарова.
Совершенно неожиданно обнаружились подлинные чертежи дома горных начальников Воткинского завода времени жизни в нём Чайковских. Чтобы представить городской ансамбль Господской улицы 30-х - 40-х годов XIX века, нужно было восстановить утраченные постройки и провести реставрацию оставшихся домов того времени. Так родилась идея создания архитектурно-исторического памятника времён Чайковских. Дом-музей превратился в музей-усадьбу со всеми присущими усадьбе чертами: надворными постройками, архитектурными строениями и парком, который был заложен здесь при постройке дома в 1806 году.
Шпиль Петропавловской крепости. Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге сегодня невозможно представить без колокольни Петропавловского собора. Взлетая своим остроконечным позолоченным шпилем на 122-метровую высоту, она олицетворяет победу России в борьбе за выход к Балтийскому морю и рождение второй столицы российского государства.
После смерти композитора здесь была установлена мемориальная доска, гласящая о том, что в этом доме родился Петр Ильич Чайковский. 7 мая 1940 года, когда весь мир отмечал 100-летие со дня рождения великого композитора, здесь был открыт музей.
Дом не щадило разрушающее дыхание времени. Медленно сдавалось строение, по-прежнему казалось прочным под многочисленными слоями штукатурки, но когда-то могучие бревна рассыпались под ними пылью. Возникла необходимость в реставрации музея. Руководила реставрацией старейший советский архитектор Л. С. Сахарова.
Совершенно неожиданно обнаружились подлинные чертежи дома горных начальников Воткинского завода времени жизни в нём Чайковских. Чтобы представить городской ансамбль Господской улицы 30-х - 40-х годов XIX века, нужно было восстановить утраченные постройки и провести реставрацию оставшихся домов того времени. Так родилась идея создания архитектурно-исторического памятника времён Чайковских. Дом-музей превратился в музей-усадьбу со всеми присущими усадьбе чертами: надворными постройками, архитектурными строениями и парком, который был заложен здесь при постройке дома в 1806 году.
Шпиль Петропавловской крепости. Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге сегодня невозможно представить без колокольни Петропавловского собора. Взлетая своим остроконечным позолоченным шпилем на 122-метровую высоту, она олицетворяет победу России в борьбе за выход к Балтийскому морю и рождение второй столицы российского государства.
Безвыходное на первый взгляд положение спас "Ярославской губернии казенный крестьянин, кровельного цеха мастер" Петр Телушкин, вызвавшийся починить шпиль без лесов. Поздней осенью 1830 года на протяжении шести недель смельчак ежедневно поднимался вверх по веревочной лестнице, закрепляя сорванные детали флюгера.
По прошествии еще 24 лет шпиль снова стал нуждаться в ремонте. Но так как второго отчаянного верхолаза найти не удалось, пришлось строить дорогостоящие леса. Предвидя, что эта реставрация не последняя, стали думать, как перестроить его таким образом, чтобы в будущем ремонт собора можно было осуществлять без сооружения подсобных конструкций.
В 1857 году правительство поручило генерал-адъютанту К. Чевкину найти мастеров для изготовления каркаса. После всестороннего анализа технических возможностей российских и иностранных заводов генерал доложил, что его можно сделать либо в Англии, либо... на Воткинском заводе!
2 мая 1858 года каркас шпиля был готов, его разобрали и отправили в северную столицу на барже, на борту которой были горный техник И. Девятов и 29 мастеровых.
К установке шпиля на колокольню приступили 30 июля, а 10 октября 1858 года сложная и трудоемкая работа была закончена. Ее стоимость составила 26662 рубля - в 2 раза ниже, чем просили английские специалисты.
Старание воткинских мастеров получило должную оценку. Горного техника Ивана Девятова произвели в коллежские регистраторы, мастерам Григорию Иванову, Степану Пестереву, подмастерью Михаилу Пирожкову вручили серебряные медали с надписью "За усердие", а их коллегам выплатили по 15 рублей серебром. Горный начальник А. Иосса получил перстень с бриллиантом, Д. Журавскому, автору проекта металлического шпиля, присвоили чин полковника.

После премьеры, прожив несколько безрадостных сезонов на сцене Большого театра, балет перестал появляться в репертуаре. Это объясняется тем, что спектакль «Лебединое озеро» являлся первым симфоническим балетом на российской сцене, и ни труппа, ни критика, ни публика не были подготовлены к восприятию и оценке этого поистине новаторского произведения. Возродился балет уже в постановке Мариуса Петипа — балетмейстера Мариинского театра и хореографа Льва Иванова через два года после смерти П.И. Чайковского. Премьера состоялась 15 января 1895 года в Мариинском театре. После этого спектакль успешно был представлен в различных постановках и вариантах почти во всех театрах мира и поныне является одним из лучших в ряду самых выдающихся балетов мирового театрального искусства.


Памятные монеты: Выпуск 1997 года — «Лебединое озеро»
3 рубля — Ag, 3 рубля — Ag, 10 рублей — Au, 25 рублей — Ag,
25 рублей — Au, 50 рублей — Au, 100 рублей — Ag, 100 рублей — Au
25 рублей — Au, 50 рублей — Au, 100 рублей — Ag, 100 рублей — Au
votkinsk.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий