

Памятная монета: Номинал - 25 руб. Выпуск - 2007 г. Тираж - 2000 шт.
Диаметр - 60 мм. Масса - 169 г. Толщина - 6,6 мм. Качество - пруф.
Оформление гурта: 252 рифления.
Металл: Серебро 925/1000 - 155,5 г. хим. чист. металла.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Серия: Памятники архитектуры России. Вятский Успенский Трифонов Монастырь XVI в.), г. Киров
Реверс: в центре – изображение памятников архитектуры Вятского Успенского Трифонова монастыря, на втором плане – река, справа – плывущий парусник.
Основан в 1580 (грамота царя Ивана Грозного) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте 2 древних кладбищенских церквушек.
Страницы истории:
К концу XVI столетия город Вятка, основанный в 1374 г. новгородскими ушкуйниками, стал форпостом продвижения русского государства на Урал и в Западную Сибирь. Выгодное экономическое положение города не осталось незамеченным для влиятельного дома уральских промышленников Строгановых. В качестве проводника своих интересов ими в Вятку (тогда город назывался Хлыновым) был послан инок Спасского Пыскорского монастыря, Трифон.
В 1580 г. Трифон прибывает в Вятку и предлагает местным жителям устроить «святую обитель». Почему никому не известный ранее инок так «показался» местным богатеям, неизвестно. Из летописей следует только лишь то, что решением Земского Собрания именитых граждан Трифону была передана челобитная для вручения царю Иоанну Васильевичу (Иван IV), подписанная всеми пятью городами вятской провинции, «чтобы государь пожаловал, а преосвященный митрополит благословил... к созданию монастыря и о устроении его».
В Москве Трифон был возведен в сан иеромонаха и утвержден в должности строителя.
Не прошло и года, как поднялась деревянная Благовещенская церковь – храм состоял из двух срубов: высокая клеть основного помещения и низкая широкая трапезная с притвором. Трифон попросту перевез в Вятку на плотах заброшенную церковь из города Слободского, разобрав ее за сутки нанятой им артелью (в 1728 г. построена каменная Благовещенская церковь).
Монастырь быстро рос, превращаясь в крупное феодальное владение. В 1586 г. он решил выстроить новый обширный собор в честь Успения Богоматери. В 1588 г. местные зодчие срубили в монастыре деревянную церковь, поразившую современников причудливостью своих форм. Для непритязательного населения Вятки его архитектурный замысел стал откровением. Местный воевода Василий Овцин, покрыл главу Успенского собора белым железом.
Прострогановская политика Трифона была сразу разгадана местной посадской верхушкой, однако пользовавшийся поддержкой весьма влиятельных в Москве княжеских родов и местного воеводы, Трифон почти 20 лет был им «не по зубам». Серьезные неприятности у Трифона начались только после прихода к власти Бориса Годунова в 1598 г. Род Романовых был заподозрен в попытке «извести царский род», репрессирован и сослан в Вятский край. В числе сосланных бояр был даже отец будущего царя, Михаила Федоровича. Попали в опалу и другие покровители старца – бояре Бельские и Черкасские. Подозрительный Годунов (1552-1605) заподозрил Трифона в связи с Романовыми и назначил полную ревизию всего монастырского хозяйства. Трифон не стал дожидаться ее результатов (они, как он и ожидал, оказались для него очень неблагоприятными) и поспешил уехать из Хлынова в Сольвычегорск под защиту своего другого могущественного покровителя, Никиты Григорьевича Строганова. Его дальнейшим гонениям способствовали слухи о каких-то неясных связях с самозванцем – «вором Гришкой Отрепьевым». По одной из версий, Трифон познакомился с ним в московском Чудовом монастыре, по другой – будущий самозванец был послушником Успенского монастыря.
Все XVII столетие было периодом расцвета монастыря. Значительные средства, накопленные за счет обширного монастырского хозяйства и частных вкладов, позволяли монастырским властям не только в сравнительно короткие сроки восстанавливать постройки после пожаров, но и начать дорогостоящее каменное строительство. До 1742 г. сформировался каменный архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся в основных своих чертах и по настоящее время.

ruschudo.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий