---------------------------------------------------------------

10 марта 2008 г.

Фарный костел, Несвиж, Беларусь















Памятная монета: Номинал - 20 рублей. Выпуск - 2005 г. Тираж - 2000 шт.
Диаметр - 38,61 мм.
Металл: Серебро 925/1000 - 31,1 г. хим. чист. металла.

Памятная монета: Номинал - 1 рубль. Выпуск - 2005 г. Тираж - 2000 шт.
Диаметр - 32,0 мм. Вес - 13,16 г.
Металл: Медно-никелевый сплав.

Серия: Памятники архитектуры Беларуси. Фарный костел, Несвиж.

Реверс: в центральной части - рельефное изображение фарного костела в Несвиже;

Монетный двор АО "Государственный монетный двор", Варшава, Польша

Костёл Тела Господня (Фарный) в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко, первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов. Построен итальянским архитектором Джованни Бернардони в 1584—1593 гг. Прототипом костёла является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 г.

Страницы истории:

Город Несвиж расположен в 110 км к юго-западу от Минска у истока реки Уша (приток Немана), в равнинной местности. Первое письменное упоминание о Несвиже, как о месте, переданном Великим князем Литовским во владение одного из дворянских родов, относится к 1446 г. В 1533 г. Несвиж в результате браков и наследования перешел к роду Радзивиллов – приобретшему в XVI в. очень большое значение в государстве, и с 1547 г. ставшему княжеским.


фотография

При видных представителях этого рода – князьях Миколае Радзивилле Черном (1515-1565 гг.) и Миколае Крыштофе Радзивилле Сироте (1549-1616 гг.) Несвиж активно развивался. Здесь было начато строительство княжеского замка-дворца. В 1586 г. поселение получило права города и стало застраиваться по регулярному плану. С начала 1560-х гг. в Несвиже начато, впервые на территории современной Беларуси, печатание книг. В самом конце XVI в. в городе были основаны монастыри бенедиктинок, бернардинцев и иезуитов, а несколько позже – и доминиканцев. С 1586 г. начала свое существование Несвижская ординация – майорат (неделимое владение) наследников Радзивиллов по мужской линии.

С середины XVII в., вместе с ослаблением и военными поражениями польско-литовского государства – Речи Посполитой, начались трудные времена и для Несвижа. Он неоднократно захватывается и опустошается то русскими, то шведскими войсками. Тем не менее, город остается в частном владении Радзивиллов, вплоть до перехода Несвижа в 1793 г. по второму разделу Польши в состав Российской империи, где он становится центром повета, а затем уезда Минской губернии.

Основным архитектурным ансамблем Несвижа является замок-дворец рода Радзивиллов, возведенный в последние годы XVI в. итальянским архитектором Дж. Бернардини, и в последующем неоднократно изменявшийся и достраивавшийся. Замок состоит из десяти взаимосвязанных зданий, которые образуют единое архитектурное целое вокруг парадного шестигранного двора. Здесь сохранились въездные ворота – брама, башня, окружающие замок высокие валы, а вне их, также по периметру, – глубокие рвы с водой. Окрестности замка заняты обширным парком, разделенным на пять частей.

Фарный костёл ( Костел иезуитов) — трехнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефи, расчлененные на квадраты - крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа.

Главный фасад костёла имеет двухъярусную композицию с выраженными вертикальными и горизонтальными членениями. Вертикальные членения представлены пилястрами, горизонтальные — развитыми поясами карнизов. Имеют место характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. «Поклонись храму твоему в страхе твоем» — гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел.

Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника Х.Г.Хески. Он же выполнил реставрацию подкупольного пространства в 1752—1754 гг.

Несвижский костел — своеобразный памятник роду Радзивиллов. Обращают на себя особое внимание боковые алтари. Наклонившиеся, будто падающие их колонны символизируют пошатнувшуюся веру Радзивиллов. Но колонны не упадут — их поддерживают ангелы. Так и орден иезуитов поддержал Миколая Криштофа Радзивилла Сиротку, вернув его из протестантизма в лоно католической церкви. Есть в костеле и памятник самому Радзивиллу Сиротке. На барельефе из розового камня Сиротка изображен в одежде пилигрима с посохом, широкополой шляпе за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом — длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, по легенде, ее похоронили заживо — в состоянии летаргического сна.

В подземелье под костелом, в крипте — родовой усыпальнице — в 78 гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Первым был здесь похоронен сам Сиротка в 1616 году. Последнее захоронение датируется 1936 годом. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями.

Дополнительно: замок Радзивиллов - монета

0 коммент.:

Отправить комментарий

Страница сайта в Pinterest

----------------------------------------------------------------------------