Памятная монета: Иверский монастырь (XVII в.), Валдай
Серия: Памятники архитектуры России.
Номинал: 3 рубля. Выпуск: 2002 г. Тираж - 10 тыс. шт.
Диаметр: 39,0 мм. Толщина: 3,3 мм. Масса: 34,88 г.
Металл: серебро 900/1000 - 31,1 г. хим. чист.
Качество: пруф. Оформление гурта: 300 рифлений.
Реверс монеты: изображение панорамы памятников архитектуры Иверского монастыря.
Валдайский Иверский Богородицкий Свято-Озерский православный мужской монастырь, расположенный на одном из островов Валдайского озера, основан патриархом Никоном в 1653 году, в 10 км от города Валдай по образцу Иверского монастыря на Афоне и окружен стенами с шестью башнями. В архитектурный ансамбль монастыря входят Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, собор Богоявленья Господня, церковь св. Иакова Боровического и надвратная церковь св. Филиппа.
Официальный сайт: http://www.iveron.ru/
Адрес: 175400 Новгородская обл., г. Валдай, остров, Иверский монастырь.
Художник: А.В. Бакланов. Скульптор: А.С. Кунац.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Страна-эмитент: Россия.
Иверский монастырь
Взойдя 25 июля 1652 года на Патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать монастырь на Валдайском озере Алексею Михайловичу. Последний одобрил предприятие Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.
При первом посещении строящейся обители, Никон нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.
Валдайский Иверский монастырь.
Фотография yuri1812.
В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве.
В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. 16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.
Валдайский Иверский монастырь.
Фотография yuri1812.
Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию в 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось: "…Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону". Далее указывалось, что иконописец "токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая".
Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными "не по уставам Святых Отцов", вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено.
Церковная реформа патриарха Никона
Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьёзно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входил также и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.
Перед Великим Постом 1653 Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что процедурно было не вполне корректно, ибо двоеперстие в Русской Церкви было определено актом Стоглавого Собора 1551. Далее Никон опирался на авторитет соборов и мнение восточных патриархов. Собор 1654 положил начало делу согласования московских книг с греческими. Определения сего Собора были рассмотрены и утверждены на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия. Укореннённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева, а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»), одним из лидеров которых стал Аввакум. Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру. Никон же в значительной мере руководствовался политическими соображениями: его заветной мечтой было овладение Константинополем и служба в Святой Софии в сослужении Вселенского Патриарха.
Никон играл большую роль в делах государственного управления; а во время войн с Польшей (1654—1667) и длительного отсутствия царя становился де-факто во главе правительства. Вкупе с его крайним честолюбием и эмоциональной несдержанностью, такое положение вскоре вызвало недовольство как бояр, так и многих духовных лиц.
Никон, в свою очередь, выражал крайнее неудовольствие некоторыми положениями Соборного Уложения 1649, в особенности деятельностью Монастырского Приказа, умалявшего, по его мнению, статус духовенства и лишавшего его контроля над доходами от монастырских вотчин.
Охлаждение отношений между царём и патриархом привело Никона к самовольному оставлению кафедры в 10 июля 1658: он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 и имел в своей личной собственности.
Приглашённые ещё в 1662 году патриархи долгое время не находили возможным прибыть в Москву. Наконец, в ноябре 1666 года открылся так называемый Большой Собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Оба патриарха на тот момент считались лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе, но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном.
12 декабря 1666 состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Царь не пришёл на заседание Собора. Никон был лишён сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; по смерти Алексея Михайловича был переведён под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.
Внесено изменение 13.11.2015
0 коммент.:
Отправить комментарий